Общая характеристика и получение кислорода. Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение

Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение » HimEge.ru

Общая характеристика и получение кислорода. Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение

Кислород О имеет атомный номер 8, расположен в главной подгруппе (подгруппе а) VI группе, во втором периоде. В атомах кислорода валентные электроны размещаются на 2-м энергетическом уровне, имеющем только s— и p-орбитали.

Это исключает возможность перехода атомов О в возбуждённое состояние, поэтому кислород во всех соединениях проявляет постоянную валентность, равную II. Имея высокую электроотрицательность, атомы кислорода всегда в соединениях заряжены отрицательно (с.о. = -2 или -1).

Исключение – фториды OF2 и O2F2.

Для кислорода известны степени окисления -2, -1, +1, +2

Общая характеристика элемента

Кислород – самый распространенный элемент на Земле, на его долю приходится чуть меньше половины, 49 % от общей массы земной коры. Природный кислород состоит из 3 стабильных изотопов 16О, 17О и 18О (преобладает 16О).

Кислород входит в состав атмосферы (20,9 % по объему, 23,2 по массе), в состав воды и более 1400 минералов: кремнезема, силикатов и алюмосиликатов, мраморов, базальтов, гематита и других минералов и горных пород. Кислород составляет 50-85% массы тканей растений и животных, т.

к содержится в белках, жирах и углеводах, из которых состоят живые организмы. Общеизвестна роль кислорода для дыхания, для процессов окисления.

Кислород сравнительно мало растворим в воде – 5 объемов в 100 объемах воды. Однако, если бы весь растворенный в воде кислород перешел в атмосферу, то он занял бы огромный объем – 10 млн км3 ( н.у). Это равно примерно 1% всего кислорода в атмосфере. Образование на земле кислородной атмосферы обусловлено процессами фотосинтеза.

Открыт шведом К. Шееле ( 1771 – 1772 г.г) и англичанином Дж. Пристли ( 1774г.). Первый использовал нагревание селитры, второй – оксида ртути (+2). Название дал А.Лавуазье («оксигениум» — «рождающий кислоты»).

В свободном виде существует в двух аллотропных модификациях – «обыкновенного» кислорода О2 и озона О3.

Строение молекулы озона

3О2 = 2О3 – 285 кДжОзон в стратосфере образует тонкий слой, который поглощает большую часть биологически вредного ультрафиолетового излучения.

При хранении озон самопроизвольно превращается в кислород. Химически кислород О2 менее активен, чем озон. Электроотрицательность кислорода 3,5.

Физические свойства кислорода

O2 – газ без цвета, запаха и вкуса, т.пл. –218,7 °С, т.кип. –182,96 °С, парамагнитен.

Жидкий O2 голубого, твердый – синего цвета. O2 растворим в воде (лучше, чем азот и водород).

Получение кислорода

1.      Промышленный способ — перегонка жидкого воздуха и электролиз воды:

2Н2О → 2Н2 + О2

2.  В лаборатории кислород получают:
1.Электролизом щелочных водных растворов или водных растворов кислородосодержащих солей (Na2SO4 и др.)

2. Термическим разложением перманганата калия KMnO4:
2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2↑,

Бертолетовой соли  KClO3:
2KClO3 = 2KCl + 3O2↑      (катализатор MnO2)

Оксида марганца (+4) MnO2:
4MnO2 = 2Mn2O3 + O2↑      (700 oC),

3MnO2 = 2Mn3O4 + O2↑      (1000 oC),

Пероксид бария BaO2 :
2BaO2 = 2BaO + O2↑

3. Разложением пероксида водорода:
2H2O2 = H2O + O2↑           (катализатор MnO2)

4. Разложение нитратов:
2KNO3 → 2KNO2 + O2

На космических кораблях и подводных лодках кислород получают из смеси K2O2 и K2O4:
2K2O4 + 2H2O = 4KOH +3O2↑
4KOH + 2CO2 = 2K2CO3 + 2H2O

Суммарно:
2K2O4 + 2CO2 = 2K2CO3 + 3О2 ↑

Когда используют K2O2, то суммарная реакция выглядит так:
2K2O2 + 2CO2 = 2K2CO3 + O2 ↑

Если смешать K2O2 и K2O4 в равномолярных (т.е. эквимолярных) количествах, то на 1 моль поглощенного  СО2  выделится один моль О2.

Химические свойства кислорода

Кислород поддерживает горение.  Горение — быстрый процесс окисления вещества, сопровождающийся выделением большого количества теплоты и света. Чтобы доказать, что в склянке находится кислород, а не какой-то другой газ, надо в склянку опустить тлеющую лучинку.

В кислороде тлеющая лучинка ярко вспыхивает. Горение различных веществ на воздухе – это окислительно-восстановительный процесс, в котором окислителем является кислород. Окислители – это вещества, «отбирающие» электроны у веществ-восстановителей.

Хорошие окислительные свойства кислорода можно легко объяснить строением его внешней электронной оболочки.

Валентная оболочка кислорода расположена на 2-м уровне – относительно близко к ядру. Поэтому ядро сильно притягивает к себе электроны. На валентной оболочке кислорода 2s2 2p4  находится 6 электронов. Следовательно, до октета недостает двух электронов, которые кислород стремится принять с электронных оболочек других элементов, вступая с ними в реакции в качестве окислителя.

Кислород имеет вторую (после фтора) электроотрицательность в шкале Полинга.

Поэтому в подавляющем большинстве своих соединений с другими элементами кислород имеет отрицательную степень окисления.

Более сильным окислителем, чем кислород, является только его сосед по периоду – фтор. Поэтому соединения кислорода с фтором – единственные, где кислород имеет положительную степень окисления.

Итак, кислород – второй по силе окислитель среди всех элементов Периодической системы. С этим связано большинство его важнейших химических свойств.
С кислородом реагируют все элементы, кроме Au, Pt, He, Ne и Ar, во всех реакциях (кроме взаимодействия со фтором) кислород — окислитель.

Кислород легко реагирует с щелочными и щелочноземельными металлами:

4Li + O2 → 2Li2O,

2K + O2 → K2O2,

2Ca + O2 → 2CaO,

2Na + O2 → Na2O2,

2K + 2O2 → K2O4

Мелкий порошок железа ( так называемого пирофорного железа) самовоспламеняется на воздухе, образуя Fe2O3, а стальная проволока горит в кислороде, если ее заранее раскалить:

3 Fe + 2O2 → Fe3O4

2Mg + O2 → 2MgO

2Cu + O2  → 2CuO

С неметаллами (серой, графитом, водородом, фосфором и др.) кислород реагирует при нагревании:

S + O2 → SO2,

C + O2 → CO2,

2H2 + O2 → H2O,

4P + 5O2 → 2P2O5,

Si + O2 → SiO2, и т.д

Почти все реакции с участием кислорода O2 экзотермичны, за редким исключением, например:

N2 + O2  2NO – Q

Эта реакция протекает при температуре выше 1200 oC или в электрическом разряде.

Кислород способен окислить сложные вещества, например:

2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O   (избыток кислорода),

2H2S + O2 → 2S + 2H2O   (недостаток кислорода),

4NH3 + 3O2 → 2N2 + 6H2O   (без катализатора),

4NH3 + 5O2 → 4NO + 6H2O   (в присутствии катализатора Pt ),

CH4 (метан) + 2O2 → CO2 + 2H2O,

4FeS2 (пирит) + 11O2 → 2Fe2O3 + 8SO2.

Известны соединения, содержащие катион диоксигенила O2+, например, O2+ [PtF6]— (успешный синтез этого соединения  побудил Н. Бартлетта попытаться получить соединения инертных газов).

Озон химически более активен, чем кислород O2. Так, озон окисляет иодид — ионы I—  в растворе  Kl:

O3 + 2Kl + H2O = I2 + O2 + 2KOH

Озон сильно ядовит, его ядовитые свойства сильнее, чем, например, у сероводорода. Однако в природе озон, содержащийся в высоких слоях атмосферы, выполняет роль защитника всего живого на Земле от губительного ультрафиолетового излучения солнца.

Тонкий озоновый слой поглощает это излучение, и оно не достигает поверхности Земли. Наблюдаются значительные колебания в толщине и протяженности этого слоя с течением времени (так называемые озоновые дыры) причины таких колебаний пока не выяснены.

Применение кислорода O2: для интенсификации процессов получения чугуна и стали, при выплавке цветных металлов, как окислитель в различных химических производствах, для жизнеобеспечения на подводных кораблях, как окислитель ракетного топлива (жидкий кислород), в медицине, при сварке и резке металлов.

Применение озона О3: для обеззараживания питьевой воды, сточных вод, воздуха, для отбеливания тканей.

Биологическая роль р-элементов VIA группы. Применение их соединений в медицине

Источник: http://himege.ru/kislorod-xarakteristika-elementa-svojstva/

Конспект урока по химии на тему

Общая характеристика и получение кислорода. Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение

8 класс

Урок по химии

По здоровьесберегающей технологии

тема «Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства».

Аксиологический аспект: акцентирование внимания на необходимости кислорода для жизнедеятельности всех организмов на планете Земле.

Гносеологический аспект: осознать информацию о важности кислорода для активной работы мозга.

Здоровьесберегающий аспект: описан в ситуационных заданиях.

Эмоционально-волевой аспект: учащийся находятся в напряженном интересе, т.к. урок основан на вопросах учителя и ответах ученика.

Физкультурно-оздоровительный аспект: положительные стороны от зарядки

План конспекта.

  1. Актуализация опорных знаний. Мотивация учебной деятельности.

  2. Объяснение нового материала

  3. Лабораторный опыт (техника безопасности)

  4. Закрепление материала

  5. Рефлексия.

Цель: Познакомить учащихся с кислородом простым вещество и химическим элементом, его распространением, открытием кислорода, физическими свойствами, способами получения, научить применять на практике знания по технике безопасности при получении газов.

Задачи:

Предметные: приобретать навыки получения кислорода лабораторным способом; совершенствовать написание уравнений химических реакций и расстановки коэффициентов; использовать таблицу им. Д. И. Менделеева для характеристики элемента по положению в периодической системе;

Метапредметные: стимулировать развитие у обучающихся способности анализировать; повышать их информационную компетентность; развивать познавательные способности, мышление, внимание, а также умения использовать изученный материал для познания нового; познакомить обучающихся с теорией Флогистона; узнать историю открытия кислорода; определить значимость кислорода в физиологических процессах.

Личностные: воспитывать у обучающихся как самостоятельность, так и способность сотрудничать, работать в команде; акцентировать внимание на нравственных качествах – взаимовыручке, адекватной самооценке; актуализировать необходимость охраны природы, показав взаимосвязь человека с окружающей средой.

Оборудование: лабораторное оборудование: спиртовка, спички, пробирка с газоотводной трубкой, лучинка, колба, лабораторный штатив, химический стакан, вата, периодическая таблица.

реактивы: перманганат калия.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА:

План занятия: (записан на доске, перед уроком.)

1.Открытие кислорода.

2.Нахождение кислорода в природе.

3.Общая характеристика элемента кислорода.

4.Получение кислорода.

5.Физические свойства кислорода.

1 этап

ОТКРЫТИЕ КИСЛОРОДА. В результате

Изначально считалось, что во все вещества входит флогистон. Учитель поджигает спичку, а потом бумагу. И именно флогистон загорается при внесении огня. Это и объясняет теория флогистона. Но благодаря двум ученым, Джозефу Пристли и Антуану Лавуазье эта теория была опровергнута. Дж.

Пристли, в 1775 году путем разложения вещества на два составляющих, одно из которых красного цвета, содержится в градусниках в виде красных гранул, а другое – мы сегодня будем исследовать. О каком веществе идет речь? (кислород). Получил кислород, сам того не зная. А А.

Лавуазье назвал новое простое вещество, полученное другом, оксигеном. Но Карл Шееле еще в 1771 году, прокаливая селитру с серной кислотой и затем, разлагал получившийся оксид азота, получил кислород, назвав его огненным газом.

К сожалению, эти данные были опубликованы в 1777 году, и все лавры достались не ему, а именно Пристли и Лавуазье.

Тема урока, записана на доске. Учащиеся записывают в тетради.

Учитель раздает листы А4, на которых учащийся будут писать опорный конспект. В конце урока будет проведена проверка конспекта. Высший бал получат те, кто использовал как можно меньше слов и как можно больше условных обозначений.

2 этап

НАХОЖДЕНИЕ КИСЛОРОДА В ПРИРОДЕ.

Учитель акцентирует внимание учеников на распространении кислорода в природе. Заставляет задуматься о важности кислорода для всего живого, задавая наводящие вопросы (почему нам так необходим кислород? Где мы можем его встретить?).

Кислород самый распространённый химический элемент на нашей планете, его массовая доля составляет 49%. Он содержится в воде, углекислом газе, кремнезёме, в органических веществах: белках, жирах, углеводах, нуклеиновых кислотах и многих других. Простое вещество кислород содержится в воздухе и составляет 21% от объёма воздуха. Он необходим для дыхания всем живым организмам.

Учитель выделает 1 минуту для самостоятельной записи полученной информации в опорные конспекты.

После записи учащиеся вместе с учителем делают зарядку на месте.

3 этап

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТА КИСЛОРОДА..

Преподаватель предлагает открыть учебник с таблицей Д.И. Менделеева на форзаце и дать характеристику кислорода по данным из таблицы.

На вопрос учителя «Какую информацию можно получить с таблицы Менделеева?» обучающиеся составляют план-характеристику (Порядковый номер, номер периода, номер группы, относительная атомная масса, валентность, степень окисления, водородное соединение). Похвалить за проделанную работу. Дать 1 минуту для записи новой информации в опорный конспект.

4 этап

ПОЛУЧЕНИЕ КИСЛОРОДА.

Учитель напоминает о технике безопасности, после чего наглядно показывает эксперимент, который является одним из способов лабораторного получения кислорода, с перманганатом калия, вследствие которого выделяется кислород Уравнения реакции записаны на доске. Ученики расставляют коэффициенты. (Есть еще один способ получения кислорода в лаборатории – с помощью перманганата калия.

Этот способ мы проведем сейчас с Вами. Для этого нам необходимо нагреть перманганат калия (KMnO4), к пробирке с необходимым веществом подвести газоотводную трубку, которая заканчивается в колбе. При нагревание происходит распад перманганата калия, с выделением кислорода. В колбу с кислородом подносим тлеющую лучинку, которая вспыхивает ).

Учитель спрашивает, как можно еще получить кислород

Далее учитель раздает каждому ученику карточки с химическими реакциями получения кислорода, где ученикам необходимо дописать уравнения и расставить коэффициенты, и определить тип реакции? (реакции разложения)

В промышленности кислород получают из воздуха, который представляет собой смесь газов (азота и кислорода).

После проверки расстановки коэффициентов и правильности написания учитель дает 2 минуты для самостоятельной записи способов получения кислорода. Хвалит учеников за проделанный труд. После записи полученной информации учитель предлагает ученикам сделать гимнастику для глаз.

5 этап

ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КИСЛОРОДА.

Учитель задает наводящие вопросы о физических свойствах кислорода, а именно: Какой и кислорода вкус? Запах? Какое агрегатное состояние имеет кислород в нормальных условиях? Какого цвета кислород? Почему шарики надувают гелием, а не кислородом? Кислород тяжелее воздуха? Кислород может перейти в твердое состояние? Как тогда он выглядит? (синие кристаллы, температура плавления -217,35С). Как же выглядит жидкий кислород? Его часто используют в фильмах (бледно-голубая жидкость, температура кипения -182С). Необходимую информацию ученики записывают в опорный конспект.

Наблюдения записывают в тетрадь.

-бесцветный газ, без вкуса и запаха.

-масса кислорода составляет 32а.е.м., а воздух – 29 а.е.м.

-малорастворимый в воде (в 100 объёмах воды при температуре 20 С растворяется 3,5 объёма кислорода, с понижением температуры растворимость кислорода в воде возрастает)

-t кипения = -183 С, t плавления = -218,8 С.

Урок заканчивается рефлексией, в ходе которой обучающим представляются ситуационными задачами:

Ситуация №1.

Класс не проветривался в течении 6 уроков. Спустя вышесказанное время у учеников упала работоспособность в сравнении с 1 и 2 уроками. Некоторые жаловались на головную боль и недомогание. С чем это связано. найдите возможные причины сложившиеся ситуации.

Ситуация №2.

Вова дома решил провести опыт. Он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившиеся газ собрал в пустую жестяную банку ,к которой поднес лучинку. Раздался … Допишите уравнение реакции, которые произошли у Вовы. Какие правила были нарушены?

Ситуация №3.

Катя играла во дворе в футбол. В ходе последних минут игры она упала, поранив ногу. По приходу домой девочка взяла перекись водорода и обработала ранку. Зачем она это сделала, что произошло в ходе этой процедуры? Напишите уравнение химической реакции.

Ситуация №4.

В подводных лодках, в специальных контейнерах находится вещество, (пероксид натрия) которое решает две проблемы. Но в связи с халатностью работников пероксид натрия заменили на оксид. Подводники чувствовали недомогание. С чем это связано? Напишите уравнение реакции.

Учитель предлагает показать опорные конспекты, выборочно опрашивает учеников по ним. Учитель показывает свой опорный конспект. Выставляет оценки; задает домашнее задание; желает успешного рабочего дня.

Ситуация №1.

Класс не проветривался в течении 6 уроков. Спустя вышесказанное время у учеников упала работоспособность в сравнении с 1 и 2 уроками. Некоторые жаловались на головную боль и недомогание. С чем это связано. найдите возможные причины сложившиеся ситуации.

ОТВЕТ: исходя из того, что класс не проветривался в течении 6 уроков, не было притока кислорода, углекислый газ, выдыхаемый учениками накапливался в течении всего учебного процесса. В связи с этим у учеников понизилась работоспособность. Недостаток кислорода и избыток углекислого газа стали причиной головной боли учащихся.

Ситуация №2.

Вова дома решил провести опыт. Он взял гранулы цинка и соляную кислоту. Получившиеся газ собрал в пустую жестяную банку, к которой поднес лучинку. Раздался …. Допишите уравнение реакции, которые произошли у вовы. Какие правила были нарушены?

ОТВЕТ: раздался взрыв. Это связано с выделением водорода, который был собран Вовой в емкость, и поднесения к нему огня. Первое: Вова нарушил правила техники безопасности. Второе: эксперименты необходимо проводить исключительно в лаборатории и с обязательным присутствием специалиста.

Ситуация №3.

Катя играла во дворе в футбол. В ходе последних минут игры она упала, поранив ногу. По приходу домой девочка взяла перекись водорода и обработала ранку. Зачем она это сделала, что произошло в ходе этой процедуры? Напишите уравнение химической реакции.

ОТВЕТ: Данная процедура необходима для обеззараживания нарушения атомической целостности покровных тканей. В ходе данной процедуры перекись водорода, под действием фермента (каталазы) разложилась до воды и кислорода.

Ситуация №4.

В подводных лодках, в специальных контейнерах находится вещество, (пероксид натрия) которое решает две проблемы. Но в связи с халатностью работников пероксид натрия заменили на оксид. Подводники чувствовали недомогание. С чем это связано? Напишите уравнение реакции.

ОТВЕТ: Пероксид натрия – универсальное вещество. Оно решает сразу две проблемы, а именно: связывание углекислого газа и выделение кислорода. Но так как пероксид натрия был заменен другим веществом, углекислый газ связывался, но кислород не выделялся. Поэтому подводники чествовали себя неудовлетворительно.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-himii-na-temu-kislorod-ego-obschaya-harakteristika-i-nahozhdenie-v-prirode-poluchenie-kisloroda-i-ego-fiziches-529692.html

Урок №19. Кислород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение кислорода и его физические свойства – ХиМуЛя

Общая характеристика и получение кислорода. Кислород – характеристика элемента, распространённость в природе, физические и химические свойства, получение

Лекция «Кислород –химический элемент и простое вещество»

Планлекции:

1.     Кислород – химический элемент:

а)Характеристика химического элемента – кислорода по его положению в ПСХЭ

б)Валентные возможности атома кислорода

в)Распространённость химического элемента в природе

2.     Кислород – простое вещество

а)Получение кислорода

б)Химические свойства кислорода

в)Круговорот кислорода в природе

г)Применение кислорода

«Dum spiro spero» (Пока дышу, надеюсь…), – гласитлатынь

Дыхание – это синонимжизни, а источник жизни на Земле – кислород.

    Подчёркивая важность кислорода для земныхпроцессов, Яков Берцелиус сказал: « Кислород – это вещество, вокруг котороговращается земная химия»

Материал данной лекции обобщаетранее полученные знания по теме «Кислород».

1.Кислород – химический элемент

а)Характеристика химического элемента – кислорода по его положению в ПСХЭ

Кислород — элемент главной подгруппы шестой группы,второго периода периодической системы химических элементовД. И. Менделеева, с атомным порядковым номером 8. Обозначаетсясимволом O  (лат. Oxygenium). Относительнаяатомная масса химического элемента кислорода равна 16, т.е. Ar(O)=16.

б)Валентные возможности атома кислорода

В соединениях кислородобычно двухвалентен (в оксидах), валентность VIне существует.  В свободном видевстречается в виде двух простых веществ: О2 («обычный» кислород) и О3(озон). О2 — газ без цвета и запаха, с относительной молекулярноймассой =32. О3 – газ без цвета с резким запахом, с относительноймолекулярной массой =48.

Внимание!  H2O2 (перекись водорода) – O (валентность II)

                                   СО   (угарный газ) – О (валентность III)

в)Распространённость химического элемента кислорода в природе

Кислород — самыйраспространенный на Земле элемент, на его долю (в составе различных соединений,главным образом силикатов), приходится около 49% массы твердой земной коры.

Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода —85,5% (по массе), в атмосфере содержание свободного кислорода составляет 21% пообъёму и 23% по массе.

Более 1500 соединений земной коры в своем составесодержат кислород.

Кислород входит всостав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. Почислу атомов в живых клетках он составляет около 20 %, по массовойдоле — около 65 %.

2.Кислород– простое вещество

а) Получение кислорода

             Получение в лаборатории

1) Разложение перманганата калия (марганцовка):

2KMnO4 t˚C=K2MnO4+MnO2+O2↑

2) Разложение перекиси водорода:

2H2O2 MnO2=2H2O + O2↑

3) Разложение бертолетовой соли:

2KClO3 t˚C , MnO2=2KCl + 3O2↑

Получение в промышленности

1) Электролиз воды

2H2O эл. ток=2H2 + O2↑

2) Из воздуха

ВОЗДУХ давление, -183˚C=O2 (голубая жидкость)

Внастоящее время в промышленности кислород получают из воздуха. В лабораторияхнебольшие количества кислорода можно получать нагреванием перманганата калия(марганцовка) KMnO4. Кислород мало растворим в воде и тяжелеевоздуха, поэтому его можно получать двумя способами:

·       вытеснением воздуха (кислород будет собираться надне сосуда)

 Существуют и другие способы получениякислорода.

Посмотрите видео-сюжетполучение кислорода при разложении марганцовки (перманганата калия). Полученныйкислород можно обнаружить на дне сосуда тлеющей лучинкой – она вспыхнет.

б)Химические свойства кислорода

Взаимодействие веществ с кислородом называется окислением.В результате образуются оксиды –сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых являетсядвухвалентный атом кислорода.

Реакции окисления, протекающие с выделением тепла исвета, называют реакциями горения.  Кислород взаимодействует с простымивеществами – металлами и неметаллами; а так же со сложными веществами.

Изучите алгоритм составления уравнений реакцийокисления на примере алюминия и метана CH4.

в)Круговорот кислорода в природе

В природе кислородобразуется в процессе фотосинтеза, который происходит в зелёных растениях насвету. В целях сохранения кислорода в воздухе вокруг городов и крупныхпромышленных центров создаются зоны зелёных насаждений.

 

г)Применение кислорода

Применение кислородаосновано на его свойствах: кислород поддерживает горение и дыхание.

В заключении ещё раз отметим важностькислорода для всего живого на нашей планете такими поэтическими строками:

«Он всюду и везде:

Вкамне, в воздухе, в воде,

Они в утренней росе

И  небес голубизне…»

Источник: https://www.sites.google.com/site/himulacom/zvonok-na-urok/8-klass/urok-no19-kislorod-ego-obsaa-harakteristika-i-nahozdenie-v-prirode-polucenie-kisloroda-i-ego-fiziceskie-svojstva

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.