Общенаучные методы в историческом исследовании.

Общенаучные методы в истории

Общенаучные методы в историческом исследовании.

Определение 1

Общенаучные методы – это методы научных исследований, которые применяются при познании всех явлений и процессов действительности, а значит используются всеми науками, в том числе историей.

Такие методы формировались в процессе многовековой познавательной деятельности человека и продолжают совершенствоваться.

Будучи методами познания действительности, общенаучные методы одновременно являются методами мышления исследователей.

История изучает прошлое во всех проявлениях, из чего вытекает такая особенность исторической науки, как возможность и необходимость использовать методы разных наук: философии, филологии, социологии, математики, биологии, физики, химии.

Историк изучает прошлое во всех его проявлениях.

Анализ и синтез

При исследовании исторических событий, явлений и процессов, исследователи их подвергают научному анализу.

Определение 2

Анализ – это мысленное разделение явления на элементы с целью изучения каждого из них в отдельности.

Но поскольку любой элемент функционирует исключительно во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами, анализ элементов предполагает одновременное осмысление взаимосвязей и взаимодействий, что представляет собой содержание синтеза.

  • Курсовая работа 480 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 230 руб.

Следовательно, анализ и синтез являются двумя взаимосвязанными сторонами мыслительной деятельности людей и, соответственно, двумя взаимосвязанными методами познания исторической действительности.

При анализе исторических явлений постигаются специфические особенности элементов и присущая им роль в функционировании исследуемых явлений. В процессе научного синтеза должно складываться целостное представление о самих явлениях, их структуре и содержании, и законах развития.

При аналитической и синтезирующей деятельностях мышление совершает переход от первоначальных поверхностных суждений об исследуемых исторических явлениях к более глубоким и целостным представлениям. На творческий характер анализа и синтеза указывает появление при их проведении новых знаний о предмете исследования.

Индуктивный и дедуктивный методы познания

Индуктивный метод, который используется в исторических исследованиях, заключен в способе познания исторических явлений, который идет от фиксирования эмпирических (полученных опытным путем) данных и их анализа к систематизации, обобщению и общим выводам, делаемым на этой основе. Также данный метод заключается в переходе от одного представления о том или ином историческом явлении и процессе к другому – более общему и зачастую более глубокому. В основе функционирования индуктивного метода познания обязательно лежат эмпирические данные.

Следует отметить, что индуктивные обобщения полностью безупречны будут только в случае, если доскональным образом изучены абсолютно все научно установленные факты, лежащие в основе делаемых обобщений. Такая ситуация носит название полной индукцией, однако обычно сделать это трудно или даже невозможно.

Потому в познавательной деятельности, как правило, в том числе при исследовании исторических явлений и процессов, применяется метод неполной индукции, при которой изучение только части исследуемых явлений дает основание для распространения вывода на все явления подобного типа. Полученные на основе неполной индукции обобщения могут носить в одних случаях вполне определенный или даже достоверный характер, а иногда лишь вероятностный характер.

Достоверность сделанного индуктивного обобщения может быть проверена применением дедуктивного метода исследования.

Его суть заключается в выведении из общих положений, считающихся достоверными, определенных следствий, из которых часть возможно проверить опытным путем.

Если вытекающие из индуктивных обобщений следствия подтверждаются практическими опытами, значит, такие обобщения могут считаться достоверными.

Аналогия

Определение 3

Аналогия – это определенный вид сравнения явлений и процессов.

При нахождении сходства одних свойств тех или иных исторических явлений и процессов делается вывод о сходстве других свойств.

Необходимо при этом учитывать различные специфические особенности развития исторических явлений. Сводить их исследование к поиску аналогий будет ошибкой.

К тому же метод аналогии чаще всего применяется наряду с прочими общенаучными методами. Научная эффективность применения метода аналогии очень высока.

Моделирование

Определение 4

Моделирование – это воспроизведение в специально созданном объекте свойств изучаемого явления.

Применение метода моделирования, как правило, носит творческий характер открывания нового. При анализе модели зачастую обнаруживаются свойства, отсутствующие у отдельных частей или простой суммы этих частей. Полученные знания о историческом явлении или процессе используются для их дальнейшего исследования.

При исследовании любых процессов исторической действительности применятся так называемые причинно-следственные модели. Они призваны помочь в выявлении объективных причинно-следственных связей и взаимозависимостей между общественными явлениями, порождением одних из них другими, а также возникновением у них принципиально новых свойств.

Но такие модели не всегда дают возможность сделать полноценные выводы об изучаемом историческом явлении в целом, так как, вскрывая объективные стороны, они не могут фиксировать субъективные факторы, которые касаются сознания людей, чьи действия непосредственно определяют направленность и содержание любых общественных явлений и процессов.

Это затруднение разрешается исследователями следующим образом.

При анализе исторических процессов, происходящих на макроуровне общества, используются причинно-следственные модели, которые выявляют объективные факторы поведения людей, а при анализе исторических процессов, происходящих на микроуровне общества, вместе с причинно-следственными используются когнитивные модели взаимодействия между индивидами, которые помогают которых выявлять мотивы, убеждения или цели субъектов общественной деятельности.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/metodologiya_istorii/obschenauchnye_metody_v_istorii/

Общенаучные методы в исторических исследованиях — Студопедия

Общенаучные методы в историческом исследовании.

Общенаучные методы применяются на всех стадиях познавательного процесса, как на эмпирическом, так и на теоретическом.

Они выступают в качестве своеобразной “промежуточной методологии” между философией и фундаментальными теоретико-методологическими положениями специальных наук (в нашем случае исторических).

К общенаучным методам относятся: анализ и синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование и идеализация, обобщение, индукция и дедукция, инверсия, и др.

На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие философии со специально-научным знанием и его методами.

Общенаучными методами, применяемыми как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания являются такие методы как:

1. Анализ (греч. Разложение, расчленение) – прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их самостоятельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки.

Анализ составляет лишь первоначальный этап процесса познания. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую картину процесса, выявить его сущность, присущие ему закономерности. Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей.

В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в совокупности, в единстве.

Осуществить этот второй этап в процессе познания – перейти от изучения отдельных составных частей объекта к изучению его как единого связанного целого – возможно только в том случае, если метод анализа дополняется другим методом – синтезом.

2. Синтез (греч. соединение, составление) – мысленное объединение частей объекта в единое целое, метод исследования какого – либо явления в его единстве и взаимной связи частей.

В процессе синтеза производится соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т.п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.

На этой основе происходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез раскрывает место и роль каждого элемента в системе целого, устанавливает их взаимосвязь, то есть позволяет понять то общее, что связывает части воедино.

Анализ и синтез находятся в единстве. По своему существу они – «две стороны единого аналитико-синтетического метода познания». Анализ, предусматривающий осуществление синтеза, имеет своим ядром выделение существенного.

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно научался разделять предметы и мысленно. Практическая деятельность складывалась не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. На этой основе возникал и мыслительный процесс.

3. Аналогия (Греч. – соответствие, сходство) – это “правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках”, знание, полученное при рассмотрении какого – либо объекта, переносится на другой, менее доступный.

Аналогия лежит в природе самого понимания фактов, связывающая нити неизвестного с известным. Новое может быть осмысленно, понято только через образы и понятия старого, известного. Аналогия может натолкнуть исследователя на формирование догадок, ведущих к созданию научных гипотез.

Первые самолеты были созданы по аналогии с тем, как ведут себя в полете птицы, воздушные змеи и планеры.

Несмотря на то, что аналогии позволяют делать лишь вероятные заключения, они играют огромную роль в познании, так как ведут к образованию гипотез, т.е. научных догадок и предположений, которые в ходе дополнительного исследования и доказательства могут превратиться в научные теории. Аналогия с тем, что известно, помогает понять то, что неизвестно.

Аналогия с тем, что является относительно простым, помогает понять то, что является более сложным. Так, по аналогии с искусственным отбором лучших пород домашних животных Ч. Дарвин открыл закон естественного отбора в животном и растительном мире.

Наиболее развитой областью, где часто используют аналогию как метод, является так называемая теория подобия, которая широко применяется при моделировании.

4. Моделирование основано на подобии, аналогии, общности свойств различных объектов, на относительной самостоятельности формы.

Моделирование – это “метод исследования, при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия к первому объекту”. Первый объект называется оригиналом, а второй – моделью.

В дальнейшем знания, полученные при изучении модели, переносятся на оригинал на основании аналогии и теории подобия. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связанно с большими расходами и риском.

Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещенных в аэродинамическую трубу. Моделирование может быть предметным, физическим, математическим, логическим, знаковым. Все зависит от выбора характера модели.  

Моделирование всегда и неизбежно связано с некоторым упрощением моделируемого объекта. Вместе с тем оно играет огромную роль, являясь предпосылкой новой теории.

В основании такого ныне очень широко распространенного в науке приема исследования, как моделирование лежит умозаключения по аналогии.

Вообще моделирование в силу своего сложного комплексного характера скорее может быть отнесено к классу методов исследования или приемов.

5. Абстрагирование (лат. отвлечение). Каждый изучаемый объект характеризуется множеством свойств и связан множеством нитей с другими объектами.

В процессе познания возникает необходимость сконцентрировать внимание на одной какой-либо стороне или свойстве изучаемого объекта и отвлечься от ряда других его качеств или свойств. В процессе абстрагирования происходит отвлечение от частных деталей.

Остается нечто общее, единое, последнее, то, от чего отвлечься уже нельзя (такие понятия, как «материя», «энергия», «пространство», «время») и др.

Абстрагирование составляет необходимое условие возникновения и развития любой науки и человеческого познания вообще. Вопрос о том, что в объективной действительности выделяется абстрагирующей работой мышления и от чего мышление отвлекается, в каждом конкретном случае решается в прямой зависимости от природы изучаемого объекта и тех задач, которые ставятся перед исследователем.

6. Идеализация – это мыслительное конструирование абстрактных объектов, не существующих и не осуществимых в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.

Идеализация – это процесс образования понятий, реальные прототипы которых могут быть указаны лишь с той или иной степенью приближения.

В результате идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, не реализуемых в действительности.

В результате образуется так называемый «идеализированный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при отражении реальных объектов. Примеры идеализированных понятий: «точка», т. е. объект, который не имеет ни длины, ни высоты, ни ширины; «прямая линия», «окружность», «точечный электрический заряд», «идеальный газ», «абсолютно черное тело» и др.

7. Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов. Результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Обобщить – значит сделать вывод, выразить основные результаты в общем положении, придать общее значение чему – либо.

8. Индукция (лат. – наведение) логический метод исследования, связанный с обобщением результатов наблюдений и экспериментов и движением мысли от единичного к общему.

В качестве метода научного исследования индукцию можно определить как процесс выведения общего положения из наблюдения ряда частных единичных фактов.

Под индукцией часто понимают способ рассуждений, ведущий от частных фактов и рассуждений к общим выводам.

Обычно различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция – вывод какого-либо общего суждения о всех объектах некоторого множества на основании рассмотрения каждого объекта данного множества.

Сфера применения такой индукции ограничена объектами, число которых конечно. На практике чаще применяется неполная форма индукции, которая предполагает вывод обо всех объектах множества на основании познания лишь части объектов.

Такие выводы неполной индукции часто носят вероятностный характер. Неполная индукция, основанная на экспериментальных исследованиях и включающая теоретическое обоснование, способна давать достоверное заключение. Она называется научной индукцией.

Великие открытия, скачки научной мысли вперед создаются в конечном счете индукцией – рискованным, но важным творческим методом.

Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс.

На этой основе строится индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака, и суждение о классе, включающем данные объекты и явления.

В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу.

9. Дедукция (лат. наведение) – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному или менее общему. Началом дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений, а концом – следствия из посылок, теорем.

Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция – основное средство доказательства.

Применение дедукции позволяет вывести из очевидных истин знания, которые уже не могут с непосредственной ясностью постигаться нашим умом, однако представляются в силу самого способа их получения вполне обоснованными и тем самым достоверными.

Таким образом, общенаучные методы (анализ и синтез, аналогия и моделирование, обобщение, индукция и дедукция) могут применяться как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях познания.

Использование этих методов открывает путь к дальнейшим исследованиям по определенным специальным дисциплинам.

Каждый из методов играет свою роль, пусть и не ключевую, но весьма важную для научного исследования.

Источник: https://studopedia.ru/21_127632_obshchenauchnie-metodi-v-istoricheskih-issledovaniyah.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.