Основные принципы рефлекторной теории. Основатель рефлекторной теории

Рефлекторная теория и принципы рефлекторной деятельности. Рефлекс

Основные принципы рефлекторной теории. Основатель рефлекторной теории

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рефлекс – основная форма нервной деятельности. Он отражает основной принцип взаимосвязи организма и внешней среды, связывая их в единую систему, а представления о рефлекторной дуге объясняют механизм этой взаимосвязи. Основные положениярефлекторного принципа деятельности ЦНС были разработаны на протяжении примерно двух с половиной веков.

Согласно И.П. Павлову рефлекторная теория опирается на три основные принципа:

· принцип детерминизма (причинности) – согласно которому рефлекторная реакция возникает только в ответ на раздражающий стимул. Принцип детерминизма устанавливает полную обусловленность материальными причинами всех явлений в организме, в том числе и высшей нервной деятельности.

Изучение функций коры головного мозга позволило Павлову настолько точно познать законы, управляющие условно-рефлекторной деятельностью, что стало возможно в значительной степени управлять этой деятельностью у животных (собак) и заранее предсказывать, какие изменения произойдут при тех или иных условиях.

· принцип структурности – устанавливает, что все нервные процессы являются результатом деятельности определенных структурных образований – нервных клеток, и зависят от свойств этих клеток.

Однако, если до Павлова свойства различных клеток и клеточных групп центральной нервной системы рассматривались как постоянные, то Иван Петрович в учении об условных рефлексах показал, что свойства этих клеток изменяются в процессе развития.

Локализация функций в коре головного мозга не должна, поэтому трактоваться только как распределение в пространстве клеток с различными свойствами.

Кроме того, он предусматривает, что рефлекторная реакция возможна только в том случае, если все компоненты рефлекторной дуги находятся в анатомически и физиологически целостном состоянии. В такой формулировке он известен как принцип целостности.

· наконец принцип анализа и синтеза устанавливает, что каждая ответная реакция всегда адекватна качествам и природе воздействующего раздражителя.

Согласно этого принципа в процессе рефлекторной деятельности происходит, с одной стороны, дробление окружающей природы на огромную массу отдельно воспринимаемых явлений, а с другой – превращение одновременно или последовательно действующих раздражителей (различного характера) в комплексные.

Грубый анализ может быть осуществлен уже низшими отделами нервной системы, так как раздражения разных рецепторов, каждая группа которых воспринимает определенные воздействия среды, вызывает лишь определенные безусловные рефлексы.

Однако высший анализ, благодаря которому возможно существование животного организма в постоянно изменяющейся среде, осуществляется корой головного мозга и основан на способности образовывать условные рефлексы, а также, на способности к дифференцировке раздражителей.

Рефлекс – ответная реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при обязательном участии центральной нервной системы, в ответ на раздражение рецепторов. За счет рефлексов происходит возникновение, изменение или прекращение какой-либо деятельности организма.

Нервный путь, по которому распространяется возбуждение при осуществлении рефлексов, называют рефлекторной дугой. Следует отметить, что рефлекторная дуга является функциональным, а не структурным образованием и не отражает строение нервной системы, а объясняет принцип ее работы. Поэтому в последнее время используется термин концептуальная рефлекторная дуга.

Существуют простые и сложные рефлекторные дуги. Простая рефлекторная дуга образована всего двумя нейронами: первый — чувствительный и второй — двигательный. В сложных рефлекторных дугах между этими нейронами включены еще вставочные нейроны. (Рис. 1).

Рис. 1. Распространение нерв-ных импульсов по рефлекторной дуге (А – полисинаптической, Б – моносинаптической).

1 – рецептор;

2 – афферентный

(чувствительный) нейрон;

3 – вставочный нейрон;

4 – эфферентный

(двигательный) нейрон;

5 – эффектор;

6 – нервные волокна тонкого и

клиновидного пучков;

7 – волокна корково-спинно-

мозгового пути.

А Б

Классическая рефлекторная дуга состоит из пяти компонентов: 1) рецептора; 2) афферентного нервного пути; 3) рефлекторного центра; 4) эфферентного нервного пути; 5) эффектора (рабочего органа)

Рецептор – это чувствительное нервное окончание, воспринимающее раздражение, в котором энергия раздражителя превращается в энергию нервного импульса.

Рецептор может быть образован нервным окончанием чувствительного нейрона, который сам генерирует нервный импульс (первичночувствующие рецепторы) или представлен самостоятельной клеткой, которая деполяризуется с выделением медиатора действующего на синапсы чувствительного нейрона (вторичночувствующие рецепторы).

Различают: 1) экстерорецепторы – возбуждаются под влиянием раздражений из окружающей среды (рецепторы кожи, глаза, внутреннего уха, слизистой оболочки носа и ротовой полости); 2) интерорецепторы – воспринимают раздражения из внутренней среды организма (рецепторы внутренних органов, сосудов); 3) проприорецепторы – реагируют на изменение положения отдельных частей тела в пространстве (рецепторы мышц, сухожилий, связок, суставных сумок).

Определенные рефлекторные реакции могут включать различное количество рецепторов, афферентных и эфферентных нейронов и сложные процессы взаимодействия возбудительных и тормозных процессов в центрах нервной системы. Области тела, в пределах которых расположены специализированные рецепторы, раздражение которых обусловливает строго определенные рефлексы, получили название рефлексогенных зон или рецептивных полей.

Афферентный нервный путь представлен отростками рецепторных нейронов, несущих возбуждения в центральную нервную систему.

Афферентные нейроны (воспринимающие, чувствительные или центростремительные) передают информацию от рецепторов в центральную нервную систему. Тела этих нейронов расположены вне центральной нервной системы – в спинномозговых ганглиях и в ганглиях черепно-мозговых нервов.

Афферентный нейрон имеет ложноуниполярную форму, т. е. оба его отростка выходят из одного полюса клетки. Далее нейрон разделяется на длинный дендрит, образующий на периферии воспринимающее образование – рецептор, и аксон, входящий через задние рога в спинной мозг. К афферентным нейронам относят также нервные клетки, аксоны которых составляют восходящие пути спинного и головного мозга.

Рефлекторный центр (нервный центр) состоит из группы нейронов, расположенных на различных уровнях центральной нервной системы и передающих нервные импульсы с афферентного на эфферентный нервный путь. В качестве элементарного рефлекторного центра может рассматриваться вставочный нейрон.

Вставочные нейроны (интернейроны, контактные или промежуточные) – это, как правило, более мелкие клетки, осуществляющие связь между различными (в частности, афферентными и эфферентными) нейронами.

Они передают нервные влияния в горизонтальном направлении (например, в пределах одного сегмента спинного мозга) и в вертикальном (например, из одного сегмента спинного мозга в другие – выше или нижележащие сегменты).

Благодаря многочисленным разветвлениям аксона промежуточные нейроны могут одновременно возбуждать большое число других нейронов (например, звездчатые клетки коры).

Напомним, возможен вариант рефлекторной дуги и без вставочного нейрона, когда возбуждение с чувствительного нейрона передается непосредственно на эффекторный. Такая рефлекторная дуга называется двухнейронной или моносинаптической (Рис. 1 Б). Свойства таких рефлексов рассматриваются ниже.

Кроме того, описаны и местные рефлексы, замыкающиеся в периферических вегетативных ганглиях, т.е. не имеющие центрально звена. Именно они во многом восстанавливают и обеспечивают функции децентрализованных или пересаженных внутренних органов.

Эфферентный нервный путь проводит нервные импульсы от центральной нервной системы к эффектору.

Эфферентные нейроны (исполнительные или центробежные) связаны с передачей нисходящих влияний от вышележащих этажей нервной системы к нижележащим или из центральной нервной системы к рабочим органам. Отростки этих нейронов образуют нисходящие пути спинного мозга.

Конечным путем эфферентных влияний являются расположенные в передних рогах спинного мозга тела двигательных нейронов или мотонейронов, от которых идут волокна к скелетным мышцам.

В боковых рогах спинного мозга находятся клетки вегетативной нервной системы, от которых идут пути к внутренним органам. Для эфферентных нейронов характерны разветвленная сеть дендритов и один длинный отросток – аксон.

Эффектор исполнительный орган, деятельность которого изменяется под влиянием нервных импульсов, поступающих к нему по образованиям рефлекторной дуги. Эффекторами могут быть мышцы или железы.

В основе современного представления о рефлекторной деятельности лежит понятие полезного приспособительного результата, ради которого совершается любой рефлекс.

Информация о достижении полезного приспособительного результата поступает в ЦНС по звену обратной связи в виде обратной афферентации, которая является обязательным компонентом рефлекторной деятельности.

В самом простом случае это возбуждение которое поступает от проприоцепторов сокращающейся мышцы к вставочному нейрону этой рефлекторной дуги и представляет собой информацию о выполненном действии.

Принцип обратной афферентации введен в рефлекторную теорию П. К. Анохиным. Таким образом, по современным представлениям структурной основой рефлекса является не рефлекторная дуга, а рефлекторное кольцо, и к классической рефлекторной дуге добавляется еще один элемент (Рис.2) :

.Рис.2. Рефлекторное «кольцо»

В организации рефлекторного ответа важную роль может играть гуморальный механизм.

Поступая из желез, являющихся эффекторами, в кровь, физиологически активные вещества (прежде всею медиаторы и гормоны) составляют в определенных условиях гуморальное звено рефлекторной дуги.

Они передают в спинной и головной мозг соответствующую информацию, под влиянием которой возникает поток нервных импульсов из ЦНС в эффекторные органы.

Классическая рефлекторная дуга, таким образом, усложняется, превращаясь в многозвенное кольцо, в котором нервное звено сменяется гуморальным, а гуморальное нервным. Принимая во внимание важное значение гистогематических, а также и гематоэнцефалических барьеров, можно говорить о едином рефлекторном нейрогуморально – гормонально – барьерном механизме регуляции в организме

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-10-23; просмотров: 1076 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/7-85251.html

Основатель рефлекторной теории. Развитие и принципы рефлекторной теории

Основные принципы рефлекторной теории. Основатель рефлекторной теории

В каждом учебнике биологии говорится, что основатель рефлекторной теории – Иван Павлов. Это действительно так, однако еще до знаменитого русского физиолога нервную систему изучали многие исследователи. Из них самый большой вклад внес учитель Павлова Иван Сеченов.

Предпосылки рефлекторной теории

Термин «рефлекс» означает стереотипную реакцию живого организма на внешний раздражитель. Как это ни удивительно, но данное понятие имеет математические корни. Термин был введен в науку физиком Рене Декартом, жившим в XVII веке. Он пытался объяснить с помощью математики те законы, по которым существует мир живых организмов.

Рене Декарт – не основатель рефлекторной теории в современном ее виде. Но он открыл многое из того, что потом стало ее частью. Декарту помог Уильям Гарвей – английский медик, который первым описал систему кровообращения в организме человека.

При этом он также представил ее в виде механической системы. Позже этим методом воспользуется Декарт. Если Гарвей перенес свой принцип на внутреннее устройство организма, то его французский коллега применил эту конструкцию на взаимодействие организма с внешним миром.

Свою теорию он описал с помощью термина «рефлекс», взятого из латинского языка.

Важность открытий Декарта

Физик считал, что мозг человека является центром, отвечающим за связь с окружающим миром. Кроме того, он предположил, что от него идут нервные волокна.

Когда внешние факторы влияют на концы этих нитей, сигнал поступает в мозг. Именно Декарт стал основоположником принципа материалистического детерминизма в рефлекторной теории.

Принцип этот заключается в том, что любой нервный процесс, происходящий в головном мозге, вызывается действием раздражителя.

Много позже русский физиолог Иван Сеченов (основатель рефлекторной теории) справедливо назвал Декарта одним из тех ученых, на которых он опирался в своих исследованиях. При этом у француза было много заблуждений.

Например, он считал, что животные, в отличие от людей, действуют машинально. Опыты другого русского ученого – Ивана Павлова – показали, что это не так. Нервная система животных имеет такое же строение, как у человека.

Иван Сеченов

Другим человеком, внесшим важный вклад в развитие рефлекторной теории, является Иван Сеченов (1829–1905). Он был просветителем и создателем отечественной физиологии.

Ученый первым в мировой науке предположил, что высшие отделы головного мозга работают только на рефлексах.

До него неврологи и физиологи не ставили вопрос о том, что, возможно, все психические процессы человеческого организма имеют физиологическую природу.

Во время исследований во Франции Сеченов доказал, что головной мозг влияет на двигательную активность. Он открыл явление центрального торможения. Его исследования произвели фурор в тогдашней физиологии.

Формирование рефлекторной теории

В 1863 году Иван Сеченов издал книгу «Рефлексы головного мозга», которая снимает вопрос о том, кто основатель рефлекторной теории.

В данном труде были сформулированы многие идеи, легшие в основу современного учения о высшей нервной системе. В частности, Сеченов объяснил публике, что такое рефлекторный принцип регуляции.

Он заключается в том, что любая сознательная и бессознательная деятельность живых организмов сводится к реакции внутри нервной системы.

Сеченов не только открыл новые факты, но и проделал огромную работу по обобщению уже известной информации о физиологических процессах внутри организма. Он доказал, что влияние внешней среды нужно как для обычного одергивания руки, так и для появления мысли или чувства.

Критика идей Сеченова в России

Общество (особенно российское) не сразу приняло теорию гениального физиолога. После того как вышла книга «Рефлексы головного мозга», некоторые статьи ученого перестали печатать в «Современнике». Сеченов смело нападал на теологические церковные идеи. Он был материалистом и пытался доказать все с точки зрения физиологических процессов.

Несмотря на неоднозначную оценку в России, основы теории рефлекторной деятельности были тепло встречены научным сообществом Старого Света. Книги Сеченова начали издаваться в Европе гигантскими тиражами. Ученый даже на некоторое время перенес свою основную исследовательскую деятельность в западные лаборатории. Он продуктивно работал с французским медиком Клодом Бернаром.

Рецепторная теория

В истории науки можно найти множество примеров того, как ученые шли по ложному пути, предлагая идеи, не соответствовавшие действительности. Таким случаем можно назвать рецепторную теорию ощущений, противоречащую взглядам Сеченова и Павлова. В чем их отличие? Рецепторная и рефлекторная теория ощущений по-разному объясняют природу реакции организма на внешние раздражители.

И Сеченов, и Павлов считали, что рефлекс – это активный процесс. Эта точка зрения закрепилась в современной науке и сегодня считается окончательно доказанной.

Активность рефлекса заключается в том, что живые организмы на некоторые раздражители реагируют острее, чем на другие. Природа отделяет нужное от ненужного.

Рецепторная теория, наоборот, гласит, что органы чувств реагируют на окружающую среду пассивно.

Иван Павлов

Иван Павлов – основатель рефлекторной теории наравне с Иваном Сеченовым. Он изучал нервную систему всю свою жизнь и развил идеи своего предшественника. Этот феномен привлек ученого своей сложностью.

Принципы рефлекторной теории были доказаны физиологом опытным путем. Даже далекие от биологии и медицины люди слышали фразу «собака Павлова». Конечно, речь не идет об одном животном.

Имеются в виду сотни собак, которых Павлов использовал для своих опытов.

Толчком для открытия безусловных рефлексов и окончательного формирования всей рефлекторной теории стало простое наблюдение. Павлов уже десять лет изучал пищеварительную систему и имел в своей лаборатории много собак, которых очень любил.

Однажды ученый задался вопросом: почему у животного появляется слюна еще до того, как ему дают еду. Дальнейшие наблюдения показали удивительную связь. Слюна начинала выделяться, когда собака слышала звон посуды или голос человека, приносившего ей корм.

Такой сигнал запускал механизм, вызывающий выработку желудочного сока.

Безусловные и условные рефлексы

Вышеописанный случай заинтересовал Павлова, и он начал серию экспериментов. К каким выводам тогда пришел основатель рефлекторной теории? Декарт еще в XVII веке говорил о реакциях организма на внешние раздражители. Русский физиолог взял за основу эту концепцию. Кроме того, ему помогла рефлекторная теория Сеченова. Павлов был его непосредственным учеником.

Наблюдая за собаками, ученый пришел к идее о безусловных и условных рефлексах. К первой группе относились врожденные особенности организма, передаваемые по наследству. Например, глотание, сосание и т. д. Условными рефлексами Павлов назвал те, которые живое существо получает уже после появления на свет благодаря личному опыту и особенностям окружающей среды.

Эти качества не передаются по наследству – они строго индивидуальны. В то же время организм может утратить такой рефлекс, если например, изменились условия окружающей среды, и в нем больше нет необходимости.

Самым известным примером условного рефлекса является эксперимент Павлова с одной из лабораторных собак. Животное приучили, что корм приносят после того, как в помещении включается лампочка. Далее физиолог следил за появлением новых рефлексов.

И действительно, скоро у собаки начала сама собой выделяться слюна, когда она видела включенную лампочку. При этом ей не несли еды.

Три принципа теории

Общепризнанные принципы рефлекторной теории Сеченова-Павлова сводятся к трем правилам. В чем они заключаются? Первый из них – это принцип материалистического детерминизма, сформулированный еще Декартом. Согласно ему, каждый нервный процесс вызывается действием внешнего раздражителя. На этом правиле основывается рефлекторная теория психических процессов.

Второй – принцип структурности. Данное правило гласит, что строение отделов нервной системы напрямую зависит от количества и качества их функций. На практике это выглядит следующим образом. Если у организма нет головного мозга, то его высшая нервная деятельность отличается примитивностью.

Последний принцип – принцип анализа и синтеза. Он заключается в том, что в одних нейронах происходит торможение, а в других – возбуждение. Этот процесс является физиологическим анализом. В результате него живой организм может различать окружающие предметы и явления.

Источник: https://FB.ru/article/241403/osnovatel-reflektornoy-teorii-razvitie-i-printsipyi-reflektornoy-teorii

Основные принципы рефлекторной теории

Основные принципы рефлекторной теории. Основатель рефлекторной теории



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Лекция 1

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, основные понятия и методологические принципы ФИЗИОЛОГИИ ВНД

План

Предпосылки возникновения учения И.П.Павлова о физиологии ВНД.. 1

Основные принципы рефлекторной теории. 2

Предмет, задачи и основные понятия физиологии ВНД.. 3

Современное состояние физиологии высшей нервной деятельности. 4

Место физиологии ВНД среди естественных и гуманитарных наук. 5

Методы исследования высшей нервной деятельности. 5

Предпосылки возникновения учения И.П.Павлова о физиологии ВНД

создание материалистического учения о ВНД связано с именем И.П.Павлова. Его исследования в области кровообращения и пищеварения подготовили почву для перехода к изучению самой сложной функции организма – психической деятельности.

На формирование физиологических взглядов И.П.Павлова оказали большое влияние идеи, развиваемые основоположником отечественной медицины С.П.Боткиным.

Рассматривая человеческий организм во взаимосвязи с внешней средой, представляя деятельность организма как рефлекторную, Боткин подчеркивал ведущую роль нервной системы в регуляции функций организма, в поддержании его целостности и адаптации к среде.

В разработке вопросов ВНД идейным вдохновителем И.П.Павлова являлся И.М.Сеченов.

Он впервые в истории естествознания высказал мысль о том, что сознание представляет собой лишь отражение реальной действительности и познание окружающей человека среды возможно лишь при помощи органов чувств, продукты которых являются первоначальным источником всей психической деятельности. И.М.Сеченов писал, что все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения есть рефлексы.

Согласно мнению И.М.Сеченова, мысль – это «психический рефлекс с задержанным окончанием», а «психический рефлекс с усиленным окончанием» – это то, что обычно называют эмоцией. Благодаря «психическому элементу», интегральной части рефлекторного процесса, организм может активно приспосабливаться к среде, саморегулироваться, проявляя широкое многообразие поведенческих реакций.

Прогресс психики, по Сеченову, обусловлен усовершенствованием нервной организации мозга, его фило- и онтогенетическим развитием и осуществляется по принципу усложнения ассоциативного процесса.

С деятельностью больших полушарий головного мозга И.М.

Сеченов связывает четыре категории психической деятельности: инстинкты как внутреннее побуждение, осмысленное чувствование, осмысленное движение и согласование двух последних категорий в осмысленное действие или поведение.

Открытие одного из фундаментальных механизмов деятельности мозга – центрального торможения, а также экспериментальные факты позволили И.М.Сеченову выдвинуть постулат о существовании трех основных механизмов, формирующих целостную деятельность мозга. Это:

1. деятельность анализаторов, обеспечивающих преобразование воздействий среды в нервные сигналы, их переработку и передачу к исполнительным органам;

2. механизмы центрального торможения;

3. деятельность особых «станций усиления» рефлекторных актов.

Развивая идеи Сеченова, Павлов открыл совершенно особый класс проявлений работы головного мозга – условные рефлексы. Именно в этих рефлексах закрепляется и реализуется индивидуальный опыт высших живых существ от элементарных поведенческих актов до грандиозной системы специально человеческих речевых сигналов.

Основные принципы рефлекторной теории

Сущность павловского учения состоит не в одностороннем воздействии среды на организм, а в активном взаимодействии. Активное взаимодействие организма и среды осуществляется по рефлекторному принципу. Уравновешивание организма с внешней средой осуществляется благодаря безусловно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Безусловные рефлексы возбуждаются как внутренними агентами, так и внешними, что и обусловливает совершенство уравновешивания. так как внешняя среда при своем чрезвычайном разнообразии вместе с тем находится в постоянном колебании, то безусловных рефлексов оказывается недостаточно.

Появляется необходимость дополнения их условными рефлексами.

Условные рефлексы являются универсальным приспособительным механизмом, обеспечивающим пластичные формы поведения. В основе приспособительной изменчивости организма лежит координация функций, осуществляемая при помощи рефлекторной, в свою очередь, строго координированной деятельности мозга.

Таким образом, рефлекс – не раз навсегда заданный, сверхжесткий акт, а целостная саморегулирующаяся система. Гибкость рефлекса проявляется там, где есть несоответствие действия вызвавшей его причине.

Неадекватное соотношение рефлекса внешним факторам заключается в том, что детерминантами рефлекса являются не только текущие внешние воздействия, но и внутреннее состояние организма.

Одним из важнейших механизмов внутренней детерминации рефлекторной деятельности организма являются потребности и связанное с ними мотивационное поведение.

И.П.Павлов сформулировал три принципа рефлекторной теории.

1. Принцип детерминизма (принцип причинности), согласно которому любая рефлекторная реакция причинно обусловлена. «Нет действия без причины».

Всякая деятельность организма, каждый акт нервной деятельности вызван определенной причиной, воздействием из внешнего мира или внутренней среды организма.

Целесообразность реакции определяется специфичностью раздражителя, чувствительностью организма к раздражителям.

2. Принцип структурности, суть которого заключается в том, что каждая рефлекторная реакция осуществляется с помощью определенных структур, и чем больше структурных элементов участвует в осуществлении этой реакции, тем она совершеннее. В мозге нет процессов, которые не имели бы материальной основы, каждый физиологический акт нервной деятельности приурочен к структуре.

3. Принцип единства процессов анализа и синтеза в составе рефлекторной реакции (нервная система анализирует, т.е.

различает, с помощью рецепторов все действующие внешние и внутренние раздражители и на основании этого анализа формирует целостную ответную реакцию – синтез). В мозге непрерывно происходит анализ и синтез как поступающей информации, так и ответных реакций.

В результате организм извлекает из среды полезную информацию, перерабатывает, фиксирует ее в памяти и формирует ответные действия в соответствии с обстоятельствами и потребностями.

Предмет, задачи и основные понятия физиологии ВНД

Физиология высшей нервной деятельности – это наука о мозговых механизмах поведения и психики, которые базируются на рефлекторной теории.

Предметом физиологии ВНД является объективное изучение материального субстрата психической деятельности мозга и использование этих знаний для решения практических задач сохранения здоровья и высокой работоспособности человека, управления поведением и повышения продуктивности животных.

Основными задачами физиологии ВНД являются:

· раскрытие закономерностей работы головного мозга;

· познание внутренних механизмов высших психических функций.

Центральными понятиями в физиологии ВНД являются безусловный и условный рефлекс.

Безусловный рефлекс – это врожденная видоспецифическая реакция организма, рефлекторно возникающая в ответ на специфическое воздействие раздражителя, биологически значащего стимула (боль, пища, холод и т. д.), адекватного для данного вида деятельности. Безусловные рефлексы связаны с жизненно важными биологическими потребностями и осуществляются в пределах стабильного рефлекторного пути.

Условный рефлекс – это индивидуально приобретенная реакция организма на ранее индифферентный раздражитель, воспроизводящая безусловный рефлекс.

В основе условного рефлекса лежит формирование новых или модификация существующих нервных связей, происходящих под влиянием изменений внешней и внутренней среды.

Это временные связи, которые тормозятся при отмене подкрепления, изменении ситуации.

В процессе эволюции животных, филогенетического развития мозговых структур соотношение врожденных и приобретенных реакций закономерно меняется: в поведении беспозвоночных и низших животных врожденные формы деятельности преобладают над приобретенными, а у более развитых животных начинают доминировать индивидуально приобретенные формы поведения, которые непрерывно развиваются, усложняются и совершенствуются. Исходя из этого, И.П.Павлов вводит разделение понятий высшей нервной деятельности и низшей нервной деятельности.

Высшая нервная деятельность – это условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных – больших полушарий и переднего мозга), обеспечивающих адекватные и наиболее совершенные поведенческие реакции.

Низшая нервная деятельность – это деятельность низших отделов головного и спинного мозга, заведующих главным образом соотношениями и интеграцией частей организма между собой.

Источник: https://megapredmet.ru/1-8330.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.