Основные требования к режиму дня ребенка-дошкольника. Гигиенические требования к режиму дня

Определение режима дня и гигиенические требования к нему

Основные требования к режиму дня ребенка-дошкольника. Гигиенические требования к режиму дня

Сологубова Анастасия
Определение режима дня и гигиенические требования к нему

Режим дня – это режим жизни. И насколько более тщательно родители продумают режим дня своего ребенка и постараются внедрить его в жизнь, настолько это положительно отразится на всех сторонах жизни и здоровья ребенка.

Режим дня основан на правильном чередовании различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Он способствует нормальному развитию ребенка, его здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине.

Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей ребенка.

Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна и отдыха, в том числе отдыха на открытом воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Приучать ребенка к соблюдению режима дня необходимо с первых дней его жизни. Это не только облегчает уход за младенцем, но с возрастом постепенно приучает ребенка к порядку и опрятности.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Между тем именно соблюдение режима позволяет ребенку выработать необходимые для жизни реакции и рефлексы, сохранять и укреплять здоровье при напряженной смене различных раздражителей.

Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

Режимдня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями включает следующие обязательные элементы:

Режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);

• Время пребывания на воздухе в течение дня;

• Продолжительность и кратность сна;

• Продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

• Свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребенка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности.

При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т. д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью»(быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенка является правильно построенный и постоянно соблюдаемый режим дня. В гигиенически рациональном режиме дня предусматриваются достаточное время для всех необходимых элементов жизнедеятельности и обеспечение на протяжении всего периода бодрствования высокой работоспособности.

Правильно организованный режим дня создает ровное, бодрое настроение, интерес к учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих для нормального роста детей фактора режима дня. Первый — адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему растущего организма ребенка.

Так, избыточная физическая нагрузка, например, при переносе тяжестей, тормозит рост.

Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в общественных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов: набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расчесать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и складывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на бантики; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровывать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обуваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять неполадки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви: очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряпкой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гуталином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платяной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покрывало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; складывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

носа в чистоте: своевременно пользоваться носовым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похолодании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать воротник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; размещать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоминания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя или родителя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/opredelenie-rezhima-dnja-i-gigienicheskie-trebovanija-k-nemu.html

СанПиН 2.4.1.3049-13. Требования к режиму дня и организации воспитательно – образовательного процесса

Основные требования к режиму дня ребенка-дошкольника. Гигиенические требования к режиму дня

 Требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса

11.1. Прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения.

11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

11.4. Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

11.7. При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов – организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часа.

Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур.

Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

11.10. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

11.11.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п.

Источник: https://ds39.edumsko.ru/conditions/daily/post/54120

Гигиенические требования к режиму дня детей дошкольного и школьного возраста

Основные требования к режиму дня ребенка-дошкольника. Гигиенические требования к режиму дня

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Гигиенические требования крежиму дня детей дошкольного и школьноговозраста.

Рациональный, соответствующий возрастнымособенностям детей режим дня позволяетчередовать различные виды деятельности,обеспечить оптимальный двигательныйрежим, в том числе на открытом воздухе,полноценный отдых, достаточнойпродолжительности сон, что способствуетнормальному росту и развитию детей.

Режим дня детей и подростков в соответствиис возрастными особенностями включаетследующие обязательные элементы:

  • режим питания (интервалы между приемами пищи и кратность питания);
  • время пребывания на воздухе в течение дня;
  • продолжительность и кратность сна;
  • продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;
  • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

Соблюдение режима дня, начало и конецвсех его элементов, видов деятельностивсегда в одно и то же время приводят квозникновению у детей достаточно прочныхусловных рефлексов на время.

Вследствиевыработавшегося рефлекса на времяорганизм ребенка в каждый момент какбы подготовлен к предстоящему видудеятельности. При этом все процессы(занятия, питание, засыпание и т.д.)протекают с меньшей «физиологическойстоимостью» (быстрее и легче).

В этомосновное гигиеническое значениесоблюдения режима дня, сохраненияжизненного стереотипа.

Обязательным законом жизни ребенкаявляется правильно построенный ипостоянно соблюдаемый режим дня. Вгигиенически рациональном режиме дняпредусматриваются достаточное времядля всех необходимых элементовжизнедеятельности и обеспечение напротяжении всего периода бодрствованиявысокой работоспособности.

Правильно организованный режим днясоздает ровное, бодрое настроение,интерес к учебной и творческойдеятельности, играм, способствуетнормальному развитию ребенка.

Педиатры отмечают два ведущих длянормального роста детей фактора режимадня. Первый — адекватная физическаяподвижность, обеспечивающаяоптимальную механическую нагрузку накостно-мышечную систему растущегоорганизма ребенка.

Так, избыточнаяфизическая нагрузка, например, припереносе тяжестей, тормозит рост.

Поэтомуважно постоянно контролировать режимжизни детей: не допускать ни низкойфизической подвижности, ни занятийтакими видами спорта или работы, которыемогут вредно отразиться на развитии.

Вторым важным моментом режима дняявляется достаточность сна.Именно во сне осуществляются все основныеметаболические и клеточные перестройки,определяющие формирование скелетаребенка.

Наиболее благоприятное влияние на соноказывает свежий воздух. Он воздействуетна кожу, слизистые оболочки носа иверхних дыхательных путей, вызываетбыстрое наступление сна. Сон на воздухеможет заменить прогулку, особенно вхолодное и переходное время года.

В режиме дня младших (3—4 года) и средних(4—5 лет) групп детского сада предусматривается12—12,5 ч на сон, из них 2 ч на одноразовыйдневной сон. Для детей старшей (5—6 лет)и подготовительной (6—7 лет) групп насон полагается 11,5 ч (10 ч ночью и 1,5 чднем).

Продолжительность сна у детей школьноговозраста меняется с возрастом исоставляет:

  • в 7 – 10 лет – 11 – 10 ч;
  • в 11 – 14 лет – 10 – 9 ч;
  • в 15 – 17 лет – 9 – 8 ч.

У значительной части учащихся отмечаетсянедосыпание. Оно связано с ранним началомзанятий в первую смену (8.30 и даже в 8.00)и соответственно ранним подъемом детей,а также с поздним отходом ко сну. Болеепозднее засыпание обусловленопродолжительным приготовлением урокови длительным просмотром телепередач,видеофильмов.

Недосыпание оказывает неблагоприятноевлияние на высшую нервную деятельностьдетей. При дефиците сна отмечаютсярезкие колебания настроения, значительноснижается работоспособность. Однако,как правило, эти нарушения вначале носятобратимый характер и исчезают приустановлении правильного режима сна.Длительное недосыпание может привестик переутомлению и невротическимрасстройствам.

Существенное значение в режиме дняимеет пребывание детей на свежем воздухе.Общая продолжительность пребывания наоткрытом воздухе детей 1-го года жизнидолжна составлять не менее 5 – 6 ч всутки.

Кроме дневного сна на воздухе, врежиме дня должны быть предусмотреныпрогулки.

Летом все игры и занятия должныпроводиться на свежем воздухе, в холодноевремя года предусматриваются прогулки2 раза в день по 1,5 – 2 ч.

В первые три года жизни режим дня меняетсянесколько раз. Он должен быть подчиненосновным задачам воспитания детейпреддошкольного возраста: способствоватьправильному росту и развитию, укреплениюздоровья, развитию основных движений,становлению речевой функции.

Режим дня детей дошкольного возрастадолжен строиться также с учетомособенностей их высшей нервнойдеятельности, которая характеризуетсявсе еще легкой истощаемостью клетоккоры головного мозга, определеннойнеустойчивостью нервных процессов.

В дошкольном возрасте происходитстановление суточной периодичности вдеятельности органов и систем. Задачивоспитания в этот период значительнорасширяются.

Наряду с укреплениемздоровья и дальнейшим совершенствованиемосновных движений (ходьба, бег, лазание,метание) ставится задача обучения детейвнятному произношению слов и правильнойречи, воспитания гигиенических навыков,ознакомления детей с доступными ихпониманию предметами и явлениями,воспитания художественного вкуса.

Детиприучаются к выполнению несложныхобязанностей, простейшей трудовойдеятельности, большей самостоятельностив самообслуживании. В средней и старшейгруппах должна проводиться большаяработа по подготовке детей к обучению.

Режим дня в детском саду следуетдифференцировать по группам. Младшуюгруппу составляют дети 3 – 4 лет, среднюю– 4 – 5 лет, старшую – 5 – 6 лет иподготовительную – 6 – 7 лет.

Программами воспитания и обучения вдетском саду, согласованными с УправлениемРоспотребнадзора, предусматриваетсяорганизация занятий, соответствующаяморфофункциональным особенностямдетей. Занятия должны проводитьсяежедневно, кроме субботы, с 1 сентябряпо 1 июня:

в младшей группе – 10 занятий в неделюпо 10 – 15 мин,

в средней – 10 занятий в неделю по 20 мин,

в старшей – 15 занятий в неделю по 20 –25 мин;

в подготовительной – 19 занятий в неделюпо 25 – 30 мин

Продолжительность перерывов междузанятиями 10 – 12 мин, в течение которыхцелесообразно организовывать подвижныеигры умеренной интенсивности. Домашниезадания во всех группах отсутствуют.

Сравнительно с более старшими группамималышам отводится больше времени дляприема пищи, воспитания культурно-гигиеническихнавыков, которыми дети начинаютовладевать. Пребывание на воздухе зимойзанимает не менее 3 – 4 ч, а летом – весьдень.

В режиме детей средней группы длительностьорганизованных занятий увеличивается,и характер их несколько усложняется. Сдетьми старшей группы ежедневнопроводится 2 – 3 занятия.

Все свободноевремя: до завтрака, на прогулках и,особенно во второй половине дня последневного сна – отводится для игр, т.е.деятельности, присущей психофизиологическойприроде ребенка дошкольного возраста.

В связи с этим и процесс воспитания вдетском саду строится на основе игровойдеятельности детей. В подготовительнойгруппе обязательные занятия удлиняютсяи усложняются.

Для игровой деятельности отводитсявремя утром (до завтрака), во времяпрогулок в первой и второй половинедня, после дневного сна и вечером передсном.

Детские игры по характеру исодержанию многообразны: спокойные иподвижные, индивидуальные и коллективные,бытовые и дидактические. Они помогаютдетям глубже познать окружающий мир,способствуют формированию логическогомышления, произвольного внимания.

Подвижные игры оказывают влияние наразвитие двигательных навыков,способствуют воспитанию активности,находчивости, смелости.

Особое значение имеют игры и прогулкина воздухе. Открытый воздух благотворновлияет на растущий организм: онактивизирует обменные процессы иоказывает положительное влияние напроцессы роста и развития.

В зависимостиот климатических условий, времени года,погоды детям необходимо максимальноевремя проводить на воздухе.

В любыхусловиях в режиме дня должны бытьпредусмотрены прогулки в первой и второйполовине дня, общая продолжительностьпребывания детей на воздухе не должнабыть менее 4 ч.

При пребывании детей в детском садукруглосуточно вечерние игры и прогулкапродолжаются до 19 ч. В 19 ч дети ужинаюти в 20 ч (в подготовительной группе в 20 ч30 мин) ложатся спать. Летом, когда темнеетпозже, укладывание во всех группахотодвигается до 20 ч 30 мин.

Подъем детейпри круглосуточном пребывании в детскомсаду осуществляется в 8 ч (летом в 7 ч 30мин). Время от подъема до завтраказаполняется утренней гимнастикой,туалетом, играми. Для приходящих детейэто дополняется обязательным ежедневнымпрофилактическим осмотром.

При построении режима для учащихсяучитываются особенности функционированиянервной системы: высокий уровеньактивности коры больших полушарий вутренние и дневные часы, снижение егопосле обеда, падение в вечерние часы.

Работоспособность школьников в течениедня имеет два подъема, совпадающих повремени с периодами высокого уровняфизиологических функций: в 8 – 12 ч и в16 – 18 ч.

При этом первый подъемработоспособности, как правило, выше ипродолжительнее второго.

В соответствии с периодами повышенияи спада интенсивности физиологическихфункций должен строиться режим дняшкольников.

Основными компонентами ихрежима дня являются учебные занятия вшколе и дома, отдых с максимальнымпребыванием на открытом воздухе,регулярное и достаточное питание,гигиенически полноценный сон.

Обязательнодолжно быть отведено время для свободныхзанятий по собственному выбору (чтение,занятия музыкой, рисованием и другойтворческой деятельностью, спорт испортивные развлечения, общественнаяработа, самообслуживание, помощь семье).

Учебные занятия в школе регламентируютсяучебным планом. Домашние учебные занятия– важное звено самостоятельной работыв процессе обучения. Эта работа должнапроводиться после обеда и достаточногоотдыха и по времени совпадать с повышениеминтенсивности функциональной деятельностивсех систем организма. Учащимся второйсмены целесообразнее готовить урокипосле утреннего завтрака.

Работоспособность повышается, еслиучащиеся приступают к домашним заданиямпосле 1,5 – 2-часового пребывания насвежем воздухе. При этом желательнопервую половину этого времени использоватьдля игр и спортивных развлечений среднейинтенсивности, а вторую – провести вспокойных прогулках.

Гигиенически допустима следующаяпродолжительность домашних заданий: в1-м классе (со второго полугодия) – до 1ч, во 2-м классе – до 1,5 ч, в 3 – 4-х классах– до 2 ч, в 5 – 6-х классах – до 2,5 ч, в 7-мклассе – до 3 ч, в 8 – 11-х классах – до 4ч. Превышение указанного времени приводитк снижению внимания, скорости чтения,качества письменных работ, функциональнымизменениям основных органов и систем,а также отражается на сокращении временипрогулок, занятий спортом, сна.

Увеличение продолжительности домашнихучебных занятий может быть связано нетолько с объемом заданий, но и отсутствиему школьников устойчивого навыкарациональной организации своей работы.

Целесообразно приготовление уроковначинать всегда в одни и те же часы. Приэтом должен быть сохранен школьныйстереотип: через 35 – 45 мин занятийнеобходим короткий перерыв.

При домашнихзанятиях свыше 2 ч необходим болеедлительный отдых на открытом воздухе,что способствует повышению работоспособности.

Активный отдых на воздухе являетсямощным оздоровительным фактором. Времяперед началом приготовления домашнихзаданий, после их выполнения и передсном дети должны проводить на воздухе.

Общая продолжительность пребывания навоздухе должна составлять в младшемшкольном возрасте не менее 3 – 3,5 ч, всреднем – 2,5 – 3 ч, в старшем – 2 – 2,5 ч.

В современных условиях перегрузкишкольников чаще всего нарушается именноэтот компонент режима дня: сокращаетсявремя пребывания на открытом воздухе,снижается двигательная активностьдетей.

Свободное время учащиеся используютсообразно своим интересам, для чегопредусматривается специальное время:для школьников младшего возраста – 1 -1,5 ч, среднего и старшего – 1,5 – 2,5 ч вдень. В это время дети читают художественнуюлитературу, рисуют, конструируют,вышивают, смотрят телевизионные передачи,занимаются на компьютере.

Свободноевремя целесообразно предоставлятьпосле приготовления заданий, в периодспада интенсивности физиологическихфункций. Занятия по собственному выбору,как правило, проходят с интересом ивыполняются детьми с увлечением. Однакои их следует регламентировать подлительности и интенсивности, особеннотакие, как игра на компьютере, просмотртелепередач.

Это обусловлено развитиемвыраженного утомления у детей иподростков.

В режиме дня выходных дней и каникулярныхпериодов следует предусматриватьмаксимальное пребывание детей навоздухе. Большое внимание должно бытьуделено подвижным играм и развлечениям,спортивным играм и спорту, экскурсиями туристическим походам.

Время длячтения книг, посещения театров икинотеатров должно быть распределеноравномерно. Ежедневно выделяется времядля помощи семье или общественнополезного труда. При этом у детей должнооставаться достаточно времени длятворческой деятельности.

Продолжительностьсна и время на самообслуживание должнысоответствовать возрастным возможностямдетей. Во время каникул целесообразнооздоровление детей в различных лагерях.

Литература:

  1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: Учебник – М.: Медицина, 2001 – 384с.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/74626.html

Организация режима дня дошкольников

Основные требования к режиму дня ребенка-дошкольника. Гигиенические требования к режиму дня

Режим дня дошкольника

Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

– сон;

– пребывание на открытом воздухе (прогулки);

– воспитательная и учебная деятельность;

– игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

– самообслуживание, помощь семье;

– приемы пищи;

– личная гигиена.

При проведении режимных процессов необходимо придерживаться следующих правил:

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

      Основные  принципы  построения  режима  дня:

1.      Режим дня  выполняется  на  протяжении  всего  периода  воспитания  детей  в  дошкольном  учреждении,  сохраняя  последовательность,  постоянство  и  постепенность.

2.      Соответствие   правильности  построения  режима  дня  возрастным  психофизиологическим  особенностям  дошкольника.  Поэтому  в  НЧДОУ  для  каждой  возрастной группы определен свой режим  дня.

3.      Организация  режима  дня  проводится  с  учетом  теплого  и  холодного  периода  года

ЧТО ТАКОЕ РЕЖИМ ДНЯ В ДЕТСКОМ САДУ?

Значение режима дня для ребёнка

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов.

Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием.

С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости).

Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова.

Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14–16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5–6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА ДНЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В понятие “суточный режим” входят длительность, организация и распределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи.

Рационально построенный и организованный режим является важным фактором, обеспечивающим своевременное и гармоничное физическое и психическое развитие детей и подростков, оптимальный уровень работоспособности, а также предупреждает развитие утомления и повышает общую сопротивляемость организма.

В связи с началом раннего обучения и его интенсификацией отклонения отмечаются в режиме дня дошкольников, формируя функциональные и другие нарушения в состоянии здоровья.

Основным гигиеническим принципом построения рационального режима дня является его строгое выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму воспитания и обучения.

Согласно современным представлениям теории функциональных систем организма, выработка динамического стереотипа, а также и его смена происходят постепенно, в течение определенного периода времени, при многократно повторяемых условиях [7]. Отмечено, что чем меньше ребенок, тем труднее формируется динамический стереотип, и маленький ребенок более чувствителен к любым изменениям в нем.

Физиологической основой, определяющей характер и продолжительность деятельности, является уровень работоспособности клеток коры головного мозга, поэтому так важно не превышать предел работоспособности центральной нервной системы, а также обеспечить полное функциональное восстановление ее после работы. Степень морфофункциональной зрелости организма определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов

Сон обеспечивает полное функциональное восстановление всех систем организма. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от особенности их нервной системы и состояния здоровья (табл. 1).

В дошкольном периоде обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение (ДОУ), группу кратковременного пребывания или нет.

Полноценный ночной сон важен и для дошкольников, и для школьников, так как известно, что именно в этот период происходит перевод информации из кратковременной (оперативной) памяти в долговременную, что является необходимым условием для осуществления учебной деятельности и психического развития. Время отхода ко сну в зависимости от возраста рекомендуется в пределах от 20:30 до 22:30 часов.

Таблица 1. Продолжительность сна у детей

Пребывание на открытом воздухе (прогулки) – наиболее эффективный вид отдыха, обусловленный повышенной оксигенацией крови, восполнением ультрафиолетовой недостаточности, позволяющий обеспечить закаливание организма и увеличение двигательной активности. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4-4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5-7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

Воспитательная деятельность.

При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка . У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия .

В младшей группе продолжительность занятий составляет 10-15 минут (10 занятий в неделю), в средней группе (4-5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю), в старшей группе (5-6 лет) – два занятия в день по 20-25 минут с перерывом 10 минут.

В подготовительной группе (6-7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25-30 минут, приобретая характер обучения. Продолжительность и кратность занятий в течение дня и недели для детей, не посещающих ДОУ, должна соответствовать рекомендуемой, как и для детей организованных коллективов.

Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

В настоящее время для дошкольников имеется большой выбор дополнительных образовательных услуг.

Гигиенисты рекомендуют проводить занятия по дополнительному образованию для детей 4-го года жизни не чаще одного раза в неделю, продолжительностью не более 15 минут; для детей 5-6-го года жизни – не чаще 2 раз в неделю и не более 25 минут; для детей 7-го года жизни – не чаще 3 раз в неделю, продолжительностью не более 30 минут. Недопустимо проводить эти занятия за счет времени прогулок и сна.

Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций, индивидуальных склонностей и развитию творческих способностей. Необходимо обязательно давать ребенку время для свободных занятий по собственному выбору (чтение литературы, занятие музыкой, рисованием, спортом, общественной работой).

Игровой деятельности дошкольников отводится время в утренние часы до завтрака, во время прогулок в первой и второй половинах дня, после дневного сна и вечером перед сном. Игры должны быть разнообразными, индивидуальными и групповыми, ролевыми, дидактическими, подвижными.

Так, дидактические игры аналогичны учебным занятиям, характеризуются малой подвижностью, обеспечивают эмоциональную окраску бодрствования. Подвижные игры, особенно на открытом воздухе, способствуют укреплению организма, повышают его выносливость, совершенствуют движения.

Ежедневно свободное время дети могут проводить сообразно своим интересам, заниматься любимым делом. Подобный отдых доставляет удовольствие, вызывает положительные эмоции, снимает психологическое напряжение.

Необходимо помнить, что просмотры телевизора и работа на компьютере создают условия для значительной нагрузки зрительного анализатора.

Время на самообслуживание, помощь семье также должно выделяться в режиме дня. Дети дошкольного возраста могут выполнять несложные обязанности по самообслуживанию, помощи в уборке посуды и помещений (не более 15 минут в день).

Как дома, так и в школе учащиеся могут и должны оказывать посильную помощь в уборке помещений, уборке посуды, поливке растений, уходу за младшими детьми и др.

Обучение самообслуживанию и привлечение к общественно полезному труду необходимо начинать с первых лет пребывания в школе.

Категорически запрещено привлекать детей к работе, сопряженной с риском для жизни, небезопасной в эпидемиологическом отношении (уборка туалетов) и превышающей физические возможности детского организма. Продолжительность такой работы у дошкольников должна составлять не более 30 минут.

Приемы пищи и личная гигиена являются обязательными компонентами режима детей любого возраста.

В понятие режим питания входит строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними, рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи, правильное распределение количества и качества пищи по приемам.

При несоблюдении интервалов между приемами пищи нарушается нормальная желудочная секреция, снижается аппетит. Дошкольники без отклонений в состоянии здоровья должны принимать пищу 4-5 раз в день с интервалом в 3,5-4 часа

Соблюдение рационального режима дня детьми и подростками способствует укреплению и улучшению состояния их здоровья, а также повышению эффективности учебной и воспитательной деятельности.

Рекомендации для родителей
«Организация режима дня в условиях семейного воспитания»

 В современных условиях многие родители считают, что они могут дать своему ребенку гораздо больше знаний дома. В связи с этим они берут на себя большую ответственность.

Воспитывая ребенка в домашних условиях надо понимать, что ребенок лишается полноценного общения со сверстниками в различных режимных моментах. Общения только на улице не достаточно. Ребенок должен научиться взаимодействовать с другими детьми на занятиях, утренниках.

Сейчас в детских садах уделяется большое внимание разностороннему развитию ребенка. Вот несколько простых правил для организации режима дня в условиях семейного воспитания:

1. Соблюдайте дома режим дня и питания, принятые в детском саду.

2. В домашних условиях хвалите ребенка за проявление самостоятельности, правильное выполнение гигиенических процедур, воспитывайте привычку к чистоте (умывание, летом мыть ноги перед дневным сном, следить за состоянием рук, мыть руки после прогулки, пользоваться туалетной бумагой, чистить зубы, полоскать рот после еды).

3. Соблюдайте режим прогулок. Давайте возможность ребенку во время прогулок много свободно двигаться. Введите семейную традицию занятий спортом.

4. Обеспечьте эмоциональный радостный фон жизни ребенка. Поддерживайте радостную атмосферу в семье. Сохраняйте традиции семейных праздников. Посещайте с ребенком театры. Концерты. Цирк.

5. Для устранения и предупреждения нарушений в звукопроизношении проводите с ребенком игровые упражнения. Так же для развития фонематического слуха и речевого внимания применяются специальные игровые упражнения.

6. Давайте детям в домашних условиях, под контролем взрослого, вырезывать ножницами, шить иглой, лепить и так далее.

7. Много рассказывайте и показывайте детям, читайте художественную литературу.

Соблюдение этих правил родителями облегчит дальнейшую жизнь детям. Ведь ситуация может измениться и ребенку нужно будет пойти в детский сад. На этот случай он уже будет обладать элементарными навыками самообслуживания.

Источник: https://infourok.ru/organizaciya-rezhima-dnya-doshkolnikov-3738167.html

Требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основные требования к режиму дня ребенка-дошкольника. Гигиенические требования к режиму дня

Всем известно, что здоровье человека закладывается в раннем детстве. Поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в дошкольном периоде.

В процессе контрольно-надзорной деятельности специалисты службы Роспотребнадзора уделяют огромное значение вопросам соблюдения в ДДУ и других образовательных учреждениях требований к режиму дня, его соответствию возрастным нормам детей, разъяснительной работе с родителями и педагогами.

За 9 месяцев текущего года специалистами Управления Роспотребнадзора по Курской области проверена организация воспитательно-образовательного процесса в 101 учреждении дошкольного образования, в 19 из них выявлены те или иные замечания по организации работы с детьми.

В основном отмечаются нарушения длительности непрерывной непосредственно образовательной деятельности в первую и во вторую половину дня, продолжительности сна, прогулок.

Следует помнить, что организм ребенка находится в состоянии непрерывного роста и развития. Эти процессы в разные возрастные периоды протекают с различной интенсивностью; морфофункциональное созревание отдельных органов и систем происходит неравномерно. Этим объясняется особая чувствительность детского организма к воздействию внешних факторов, как положительных, так и отрицательных.

Среди многочисленных условий, обеспечивающих необходимый уровень физического и психического развития ребенка, рациональному режиму принадлежит одно из ведущих мест.

Основным принципом правильного построения режима дня является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям дошкольника. Это соответствие обусловливается удовлетворением потребности организма в сне, отдыхе, пище, деятельности, движении.

Для каждой возрастной группы предусмотрен свой режим дня, включающий разнообразные виды деятельности, посильные для детей умственные и физические нагрузки, отдых.

Правильно построенный режим предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразное чередование различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования:

В соответствии с СанПиН 2.4.1.

3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5-6 часов, до 3 лет – в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

Прогулки необходимо организовывать 2 раза в день: в первую половину дня и во вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой.

При организации режима пребывания детей в дошкольных образовательных организациях (группах) более 5 часов организуется прием пищи с интервалом 3-4 часа и дневной сон; при организации режима пребывания детей до 5 часов – организуется однократный прием пищи.

Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12 – 12,5 часа, из которых 2 – 2,5 часа отводится на дневной сон. Для детей от 1 года до 1,5 года дневной сон организуют дважды в первую и вторую половину дня общей продолжительностью до 3,5 часов.

Оптимальным является организация дневного сна на воздухе (веранды). Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур.

Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Очень важно в дошкольном учреждении правильно организовать образовательную деятельность.

Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.

Не стоит недооценивать данных рекомендаций.

Действующие нормативы разработаны и базируются строго на научном подходе, с учетом возрастных особенностей детского организма, и их соблюдение имеет огромное значение для формирования здорового в физическом и психологическом плане человека, с другой стороны – игнорирование рекомендованных норм не проходит бесследно и может иметь нежелательные последствия со стороны организма ребенка, в том числе отдаленные, которые заявят о себе в будущем.

Источник: http://46.rospotrebnadzor.ru/content/trebovaniya-k-rezhimu-dnya-i-organizacii-vospitatelno-obrazovatelnogo-processa-v-doshkolnom

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.