Психология развития человека. Развитие как процесс и как деятельность

Психология развития и возрастная психология: предмет, задачи, основные понятия

Психология развития человека. Развитие как процесс и как деятельность

страница

Источник: https://impsi.ru/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya/psihologiya-razvitiya-i-vozrastnaya-psihologiya-predmet-zadachi-osnovnye-ponyatiya/

Психология развития: изучение изменений психики человека

Психология развития человека. Развитие как процесс и как деятельность

Психология развития появилась в 1882 году. Считают, что это связано с выходом книги известного немецкого биолога и психолога В. Т. Прейера «Душа ребенка», в которой он описывал ежедневные наблюдения за развитием органов чувств, воли, языка и моторики собственного сына.

Психология развития осуществляет исследования психологических изменений человеческой личности на протяжении всех этапов существования. При этом учитываются антропологические, биологические, социологические и психологические причины, способствующие формированию или усовершенствованию психических процессов.

Никто не способен предсказать, каким образом будет развиваться психика конкретного человека, так как она построена на системе взаимоотношений с внешним миром и различных ценностных ориентирах.

При этом немалое влияние оказывает и отношение человека и его родителей к унаследованным особенностям. Ближайшее окружение может сильно повлиять на развитие, однако некоторый след может оставить и школа.

Психология развития и ее основные задачи

Объектом этого научного направления является человек, рассматриваемый во всех фазах своего психосоциального взросления. Исследователи выявляют все изменения в психической деятельности людей, связанных с возрастом, определяют наличие закономерностей и объясняют процессы, благодаря которым человек способен обучаться, приобретать опыт и знания.

Психология развития изучает разноуровневые и разнонаправленные процессы развития психики, их филогенез и онтогенез, а также особенности и закономерности возрастной динамики.

Причем современная наука уделяет больше внимания динамике процессов психической деятельности взрослых, а также проблемам старения человека, решает задачи, стоящие перед данным научным направлением:

  • целенаправленно раскрывать закономерности психического развития индивида;
  • выявлять причины, способствующие переходу с одного уровня на другой;
  • анализировать особенности возрастных периодов;
  • разработать психологическую картину, соответствующую каждому из периодов;
  • исследовать основные факторы развития личности.

Для психологии развития характерны также и другие функции:

  • прогнозирующая — предполагает возможность изменений в поведенческой деятельности и выражениях эмоций у человека;
  • описательная — дает развернутую характеристику особенностям развития человека в какой-либо отдельный период жизни, рассматривает внешние проявления чувств и внутренние ;
  • корректирующая — способствует созданию подходящих условий для управления развитием индивида;
  • объяснительная — разъясняет изменения, происходящие в психике человека и причины, которые их вызывают.

К основным задачам психологии развития также относят клиническую диагностику. Раскрытые наукой закономерности становятся достоянием практических специалистов, которые используют их в своей работе наряду с достижениями в других направлениях — медицине, биологии, социологии.

Принцип развития в психологии человека

Более всего принцип развития актуален в исследовании психических процессов у взрослого человека. Особенно при выполнении генетического анализа.

Требуется выявить все микроэтапы, которые проходят во время психических процессов, чтобы активизировать их функциональность.

Принцип развития в мыслительной деятельности человека учитывает динамику на операциональном, смысловом и целевом уровнях, обусловливающую роль возможных предвосхищений.

Также, согласно принципу развития, человеческая психика имеет два пути: филогенетический и онтогенетический. В первом случае учитывается становление психики по мере распространения человеческого вида. А во втором имеется ввиду психика отдельного человека.

Психология развития изучает особенности человеческой психики

Психология развития делает основной упор на изучении объективных закономерностей в возрастных изменениях, связанных с психологическими процессами. Исследователи стараются принимать во внимания возможные проявления психики, описать, спрогнозировать и попытаться скорректировать их.

В качестве области исследования выступает психическое развитие человека, представленное за всю его жизнь. При этом в учет берется даже его поведение и все переживания. Немалый пласт информации в итоге остается лишь на описательном уровне.

Психологией развития может быть дан ответ на вопрос о развитии личности, чтобы понять, какие факторы способны определять поведение человека с его внутренними переживаниями.

Также должны быть установлены причинно-следственные связи. Они могут быть как одинарными, так и множественными.

-лекция по психологии развития

Источник: https://mind-control.ru/zhizn/psikhologiya-razvitiya-izuchenie/

Деятельность и развитие. Понятие о ведущей деятельности

Психология развития человека. Развитие как процесс и как деятельность

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «…

главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. …

Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества»

Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

По А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности на данной стадии его развития»

Леонтьев выделяет  3 признака  ведущей деятельности:

1. Возникают и дифференцируются новые виды деятельности.

2. В ведущей деятельности изменяется личность.

3. Перестраиваются психические процессы (внимание, память, мышление).

Ведущая деятельность – это та деятельность, которая на данном возрастном этапе играет основную роль и определяет наибольшие успехи в развитии.

Каждая стадия психического развития ребенка (каждая новая социальная ситуация развития) характеризуется соответствующим типом ведущей деятельности. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра – это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди.

Признаком перехода от одной возрастной стадии к другойявляется именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

В современных общественно-исторических условиях, когда во многих странах дети охвачены единой системой общественного воспитания, ведущими в развитии ребенка становятся следующие виды деятельности:

–  эмоционально-непосредственное общение младенца с взрослыми, присущее младенцу с первых недель жизни и до года., благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми.

Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов. Благодаря нему у младенца формируются такие психические новообразования, как потребность в общении с другими людьми и хватание в качестве основы мануальных и предметных действий;

предметно-манипулятивная деятельность ребенка характерная для раннего детского возраста (от 1 года до3 лет). Это деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним.

Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности.

Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым.

В процессе предметно-манипулятивной деятельностиребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но и прежде всего, общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

игровая деятельность или сюжетно-ролевая игра, присущая детям дошкольного возраста (от 3до 6 лет). В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир.

В сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях. Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова, А.С. Списаковская и др.), она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

– учебная деятельность младших школьников от 6 до 10-11 лет, т.е специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления.

В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями.

Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

личностное общение подростков в возрасте от 10-10 до 15 лет в разных видах деятельности (трудовой, учебной, спортивной, художественной и т.д.). изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности. В то же время игра продолжает занимать в этом возрасте важное место. Но подростка привлекает уже не сам процесс игры, а борьба за первенство, возможность поднять свой престиж в глазах сверстников.

Основное по объему место в жизни подростка принадлежит учебной деятельности, однако по сравнению с младшим школьным возрастом учебная деятельность подростка существенно меняется.

В эту пору появляются новые формы обучения, преобразуется содержание учебного материала, так как начинается непосредственное изучение основ наук, требующего развитого теоретического мышления, нового познавательного отношения к знаниям.

Качественно изменяется мотивация учения (мотивы социального порядка – желание выполнить свой долг учащегося, лучше подготовиться к будущей работе, добиться почетного места в коллективе, поддержать его честь и достоинство. Смысл учебной деятельности для подростка – в самообразовании и самосовершенствовании.

–  профессионально-учебная деятельность в ранней юности Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с производительным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций. Основное психологическое новообразование данного возраста – это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать эстетические, политические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

Утверждение подобной возрастной последовательности смены ведущих видов деятельности и общения не означает, что при переходе ребенка на более высокую ступень развития прежние виды общения и деятельности, характерные для него, полностью исчезают и на смену им приходят совершенно новые.

Это означает, что к уже сформировавшимся ранее видам деятельности и общения добавляются новые и одновременно происходит возрастная качественная перестройка каждого вида деятельности и общения. Кроме того, с возрастом на первый план выходят одни, а на второй план отодвигаются другие виды общения и деятельности, так что меняется их иерархия в качестве ведущих.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Источник: https://agespsyh.ru/shpargalki-po-vozrastnoj-psikhologii/37-shpargalka-po-discipline-vozrastnaja-psihologija/811-dejatelnost-i-razvitie-ponjatie-o-vedushhej.html

Тема 1.1. Психология как наука – Учебный курс

Психология развития человека. Развитие как процесс и как деятельность

Психология как наука. Предмет изучения психологии. Понятие о психике

ПСИХОЛОГИЯ – наука, изучающая психику, закономерности ее проявления и развития. Психология зародилась более 2,5 тысяч лет назад в Древней Греции. Основоположником по праву считают Аристотеля «Трактат о душе».

ПСИХИКА – это свойство головного мозга, заключающееся в отражении окружающего мира.

Объект изучения психологии – психически здоровый человек.

Предмет изучения психологии – факты, закономерности психической жизни человека.

Основные этапы развития психологии

1 этап

психология как наука о душе

2 этап

психология как наука о сознании

3 этап

психология как наука о поведении

4 этап

психология как наука,

5 этап

современная психологическая наука

Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека

Возникает в ХУII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (Интроспекция- самонаблюдение).

Возникает в ХХ веке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир.

Изучает психику, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах 19 века. Это связано с открытием в 1879 г первой в мире лаборатории экспериментальной психологии немецким ученым (психолог, физиолог, философ) Вильгельмом Вундтом (1832 – 1920) в г. Лейпциге (Германия).

От Вундта принято вести родословную психологии как отдельной дисциплины.

1.ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ – психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности. Бывают:

Познавательные

Эмоционально-волевые

1)       Ощущение

2)       Восприятие

3)       Память

4)       Мышление

5)       Речь

6)       Воображение

7)       Внимание+-

1)Чувства и эмоции (злость, радость, настроение стресс и др.)

2)Воля (принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др.)

Иногда как самостоятельную выделяют еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы (бессознательное).

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно- количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека.

-направленность                -характер

-способности                      -темперамент

3.ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – это психическая характеристика личности за некоторый отрезок времени. Они вызываются самочувствием человека, его настроением, внешней ситуацией, зависят от индивидуальных особенностей и проявляются в поведении человека.

-активность                      -уныние                     -усталость                  -раздражительность

-пассивность                    -бодрость                  -апатия                       -рассеянность

-устойчивый интерес      -убежденность          -угнетенность            -творческий подъем и др.

Формы проявления психики (процессы, состояния, свойства) проявляются в деятельности. Деятельность является одним из видов активности человека. Поэтому психология также изучает деятельность человека. Основные виды:

·          Коммуникативная деятельность (общение)

·          Игровая деятельность

·          Учебная деятельность

·          Трудовая деятельность

Для человека свойственна планомерная деятельность, постановка цели, предвидение результата, выбор средств.

Функции психики

1.        Отражение человеком своего места в окружающем мире

– обеспечивает правильную адаптацию и ориентацию человека в мире.

– с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и вступающего с ними в межличностные отношения.

2.        Регуляция поведения и деятельности

– с помощью данной функции человек осознает свои мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результата.

– человек регулирует свои действия либо чтобы начать их, либо чтобы затормозить.

3.        Отражение воздействий окружающей действительности

– это процесс познания человеком объективного мира. Возникающие образы материального мира являются слепками, снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

– происходит с помощью познавательных психических процессов.

– зависит от ряда условий: Характера, Темперамента, Интересов, Знаний, Возраста, Профессии и др.

– оно не является зеркальным, пассивным; воспринимая мир, человек активно его преобразует.

– носит опережающий характер (человек может предвидеть будущее).

Задачи психологии

1.Изучение явлений психики и понимание их сущности и управление ими.

2.Анализ становления и развития психических явлений.

3.Исследование физиологических механизмов, лежащих в основе психических явлений.

4.Внедрение научных знаний психологии в практику.

5.Изучение собственной психической жизни (знать свои особенности);

6.Изучение особенностей психики детей различных возрастов, и с учетом этого планирование и проведение работы, подбирая правильно методы и приемы воздействия на детей.

Место психологии в системе наук или связь психологии с другими науками

Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с разными науками:

Биология – раскрытие биологических закономерностей протекания психической деятельности, изучение физико-биологических процессов, которые сопровождают проявления психики.

Физиология – связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС, раскрытие нервных механизмов психической деятельности.

Неврология, Педиатрия, Анатомия, Психиатрия и др.

История– современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества. Решающую роль в формировании высших психических функций человека сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы.

Социология– заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих отношений, а психология широко использует в своих экспериментальных исследованиях приемы сбора научной информации, которые являются традиционно социологическими (например, опрос и анкетирование). Совместные проблемы: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства, проблемы социализации.

Педагогика – сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеческому индивиду от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе его воспитания и образования. Воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Философия – психология зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделять и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, о природе человеческого сознания и деятельности. Общие проблемы: понятие личностного смысла и цели жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности и др.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Общая психология – область психологической науки, изучающая природу и общие законы психики человека, разрабатывающая основные понятия этой науки.

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Возрастная психология изучает особенности людей разного возраста, их психологическое развитие при переходе из одного возраста в другой: от младенчества до старости, и в связи с этим делится на детскую психологию, психологию юности и зрелого возраста, геронтопсихологию (психология старости).

Детская психология изучает развитие сознания, психических процессов, деятельности, всей личности растущего человека, условия ускорения развития.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.

Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники. Авиационная, космическая психология как специфичные области инженерной психологии анализируют психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психические явления и поведение человека с целью диагностики и лечения различных заболеваний, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Психофизиология изучает физиологические основы психической деятельности.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т. п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий в армии.

Психология рекламы занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту продукт, будь то зубная паста или избирательная программа политического деятеля.

Психология религии пытается понять и объяснить поведение верующих в целом или представителей различных сект.

Экологическая психология занимается изучением наиболее эффективных способов улучшения условий в населенных пунктах, где протекает деятельность человека.

Особое внимание она уделяет проблемам шума, загрязнения среды токсичными веществами и отбросами и их влияния на психику человека, проблемам взаимовлияния природы и человека.

Дискуссионной областью является парапсихология (традиционная психология обычно четко обособляется, считая необходимым отмежеваться от «сомнительной» парапсихологии), которая изучает проявления и механизмы возникновения необычных, «паранормальных» способностей человека, как телепатия, ясновидение, телекинез и пр.

Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа.

Глубинная психология – психология, особо важную роль отводящая бессознательному в человеке.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая и объясняющая индивидуальные различия людей.

Нейропсихология- отрасль психологической науки, изучающая связь психических процессов, свойств и состояний человека с работой его мозга.

Патопсихология – область исследований, связанная с изучением отклонений в психике и поведении человека при различных заболеваниях.

Психология спорта – область, где знания психологии используются для подготовки спортсменов.

Психология управления – отрасль психологической науки, в которой изучаются психологические аспекты управления различными объектами: организациями, людьми, экономическими и техническими системами.

Этническая психология – изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, закономерности формирования и функции национального самосознания, этнических стереотипов и т.п.

Детская психология, наряду с др. науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и др.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет исследования, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых  семи лет жизни. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к др.

, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание. Детская психология взаимосвязана с др. отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологи  используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой.

Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимого для практики воспитания и обучения.

ВЫВОД: таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики и находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными и социальными науками.

 Психология – сложная для изучения настолько, насколько сложен для исследования ее предмет — психика и  поведение человека.

Поэтому неудивительно, что становление этой дисциплины шло извилистыми путями в поисках истин и заблуждений, прежде чем она стала тем, чем является на сегодняшний день.

Источник: https://www.sites.google.com/site/majyasopova/razdel-obsaa-psihologia/psihologia-kak-nauka

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.