Система согласных фонем срля. парные и непарные фонемы

Система согласных фонем СРЛЯ. Парные и непарные фонемы. Сильные и слабые позиции согласных согласных по глухости-звонкости, твердости-мягкости

Система согласных фонем срля. парные и непарные фонемы

⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 50Следующая ⇒

Система и характеристика согласных фонем.

Ученые склоняются считать, что в русском языке 32 согласных фонемы, кроме , , , , – вызывают различное отношение долг. – употребляется на стыке морфем (разносчик), на стыке звуков (счастье), а сам этот звук очень редок (щука, теща, щит и др.). Не все согласны, что Щ– это фонема.

[Ж’] – выступает на стыке морфем (позже), допускается визжать; а сам звук практически не употребляется (вожжи, дрожжи и др.). [Г’], [K’], [X’] – (гитара, кислый, хитрый). Грамматика 80 считает [г’], [k’], [x’] фонемами.

согласная фонема, сонорная, звонкая, щелевая, среднеязычная, мягкая.

Сильные по звонкости/глухости:

– любая фонема перед гласными;

– перед сонорными;

– перед , , ( объявление, обвил);

Слабые позиции по звонкости/глухости:

– в абсолютном конце слова (дом);

– в середине слова для любого шумного перед шумным (сказка);

Сильные по твердости/мягкости:

– для парных по твердости/мягкости в абсолютном конце слова (дрель);

– перед гласными, кроме Э;

– переднеязычные согласные перед заднезычными твердыми и твердыми губными (доска, сбой);

– фонемы и перед любыми согласными (льна);

Слабые по твердости/мягкости:

– перед Э (дело);

– позиция фонем , перед , (карманчик, обманщик);

– зубные (не боковые) перед мягкими зубными (степь);

– зубные (не боковые, кроме , ) перед мягкими губными (сбить, отбить);

Сильные и слабые позиции согласных фонем.

Различаются перцептивные и сигнификативные(от лат. соозначать, различения). Различают сигнификативно сильную и слабую позиции. Сигнификативно сильная позиция – позиция наибольшего различения фонем. Для гласных фонем – позиция ударная, для согласных – позиция перед гласными. Сигнификативно слабая позиция.

Для гласных фонем – безударная позиция; для согласных – абсолютной конец слова, в середине слова перед глухими согласными. Перцептивная позиция (от лат. восприятие, идентификация) – отождествляем одно слово с другим. Перцептивно сильная позиция –позиция фонемы, не испытывающей влияния соседних фонем.

Для согласных – нет оглушения, озвончение, смягчение, отвердение. Перцептивно слабая – позиция, в которой фонемы испытывают влияние соседних фонем. Для согласных – передвижка; для согласных – оглушение, озвончение, смягчение, отвердение. Различают позиции: сильные и слабые.

Сильная фонема – фонема, выступающая в позиции наибольшей дифференциации, т.е. позиция, когда различается большее количество фонем. Слабая фонема– фонема, которая находится в позиции наименьшей дифференциации, т.е. для гласных – безударная позиция; для согласных – абсолютный конец, в середине подвержено изменениям.

Абсолютно слабая фонема – фонема, находящаяся в абсолютно слабой позиции. Абсолютно сильная фонема – фонема, находящаяся в абсолютно сильной позиции.

5.Позиционные чередования согласных звуков русского языка: фонетические (согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости, месту и способу образования, долготе-краткости, согласных с нулем звука) и морфологические. Исторические чередования.

Звук речи –это конкретный звук, реализующийся в конкретных фонетических условиях, зависящих от окружения, речевых особенностей говорящего, речевой ситуации, поэтому следует различать чередование звуков языка, которые вызваны объективными причинами и объясняются законами фонетики и чередования звуков речи, которые носят субъективный характер, часто зависят от воли говорящего.

Чередование звуков РЯ делятся на позиционные и непозиционные.

Позиционные –обусловлены фонетической позицией (вод-вода [во’т]-[вда], [т]-[д];[о]-[]. Позиционные чередования могут быть обусловлены не только фонетической позицией )абсолютный конец слова, безударное положение, соседство с другим звуком), но и морфологической позицией.

Непозиционные – не обусловлены фонетической позицией, они связаны с конкретными морфемами (крюк – крючок, друг – дружок, слух – слушок…).

Позиционные чередования делятся на: фонетические и морфологические.

Позиционные чередования.

Фонетические чередования –проявляются в определенной фонетической позиции, они объясняются фонетическими законами (редукция гласных, для согласных – оглушение, озвончение). Фонетические чередования могут быть у гласных и согласных звуков.

Согласные звуки. Различают 5 типов:

1)чередование по звонкости/глухости, такие чередования наблюдаются: в абсолютном конце слова, в середине слова, перед каким-либо согласным. Эти чередования закономерны, объективны. Могут проходить по 2 моделям:

а)позиционная мена перекрещивающегося типа, характерен парным по звонкости/глухости [б]-[п], [в]-[ф]…Например, [дубы]-[б]-[дуп]-[п]—[Б].

б)позиционная мена параллельного типа, характерна непарным согласным по звонкости/глухости. Например, [п’эитух]-[х]-[п’эитуgбы]-[g].

2)чередование по твердости/мягкости – только перед другим мягким согласным – позиционное изменение. Например, [мост]-[с]-[мос’т’ик]-[с’].

3)чередования по месту и способу образования. Например, открыть [ткрыт’]-отчистить [ч’ис’т’ит’]-[т]-[ч]. Взрывной-аффриката; зубной-небный;

4)чередование согласных с нулем звука – происходят в группе согласных. Например, [ (с),(т),(л)]-[сл]; [ндск]-[нск]; [т]// с нулем звука;

5)чередование долгих и кратких согласных, происходит в 2-х случаях:

– в абсолютном конце слова;

– в середине слова перед согласным. Например, группа – много груп; классный – класный; [т- долгий] // [т].

Морфологические.Обусловлены морфологической позицией, а не фонетической. Например: 1) чередование [г] // [ж] перед глагольным суффиксом – И. Флаг- флажить, итог- итожить; 2) перед суффиксом – Н прилагательного.

Друг- дружный; тайга- таежный; 3) чередование – согласный в корне 1 и согласных в корне 2 с //СС перед суффиксом – У. Миг- мигнуть; шаг – шагнуть; – называются морфологическими. Их можно считать историческими, т.к.

их никак нельзя заменить в настоящее время.

Непозиционные чередования.

Исторические чередования –связаны с конкретной морфемой, их принято обозначать буквами. Всего существует несколько моделей:

1)чередование согласного с согласным с//с.

х//ш –мех – мешок; слух- слушок;

г//ж –друг – дружок; подруга – подруженька;

– з//ж –друзья – дружить; коза – кожа;

– с//ш –лес – леший;

2)чередование согласного с 2 согласными с// сс.

– щ//ст –теща – тесть;

– щ//ск –площадь – плоский;

– б//бл –любить – люблю;

– п//пл –купить – куплю;

– м//мл –кормить – кормлю;

– в//вл –травить – травлю;

3)чередование гласного с гласным г//г.

– е//а –лесть – лазить;

– е//о– плести – плётка – плот;

– о//а –слово – слова; сквозь – скважина;

– а (я)//у –тряска – трус; грязь – груз;

⇐ Предыдущая20212223242526272829Следующая ⇒

Источник: https://mylektsii.ru/12-23121.html

Билет № 15. 1. Система согласных фонем — Студопедия

Система согласных фонем срля. парные и непарные фонемы

1.

Система согласных фонем. Позиционное изменение звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости). Для иллюстраций используйте материал данного текста.

2. Предложите методику анализа данного стихотворения в десятом классе: формулировка темы урока, цель, задачи, вопросы и задания, обучение выразительному чтению, раскрытие мыслей и чувств лирического героя. Реализуйте при построении урока принцип анализа лирического произведения в единстве содержания и формы.

1.

В составе согласных звуков русского языка имеется 36 звуковых единиц, каждая из которых в определённой позиции способна выполнять смыслоразличительную функцию: [С [б'], [п], [п1], [в], [в'], [ф], [ф'] [г], [г'], [к], [к'], [д], [д'], [т] [т'], [з], [з'], [с], [с'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [х! [х'], [ж], [ш], [ц], [ч'], Ш.[т'].

Согласные звуки русского языка могут характеризоваться по двум основным признакам: 1) по участию голоса и шума в их образовании; 2) по наличию или отсутствие «смягчения».

В русском языке существует 39 согласных фонем: . (В круглых скобках поставлены «потенциальные» и факультативные фонемы, о них см. дальше).

Все они встречаются в одной позиции: тропа – торопя – люба – любя; графа – графя – трава – травя; тома – томя; лета – летя – вреда – вредя – лица; голоса – голося – гроза – грозя; вина – виня; вела – веля; греша – треща – ежа – визжа – крича; гора – горя; моя; строка – ткя (дееприч.) – строга – суха.

Законы позиционных чередований таковы:

1.

Звонкие замещены глухими на конце слова и перед глухими: зубы – зу[п], морозы – моро[с], пробок – про[п]ка, нарезать – наре[с]ка.
Глухие позиционно замещены звонкими перед звонкими (кроме [в], [в’]): просить – про[з’]ба, отец – отебы, алчет – ал[дж’]ба, например: Алчбы и горя бедное дитя (Н.А. Некрасов).

Таким образом, для всех согласных, парных по звонкости-глухости, сильная позиция (позиция различения) – перед гласными, сонорными и [в – в’], ср.: тон – дон, тлеть – длить, твой – два.

2. Твердые зубные (кроме [л]) перед мягкими зубными (кроме [л’]) и мягкими губными позиционно замещены мягкими зубными: мост – мо[с’т’]ик, узда – у[з’д’]ечка, романс – о рома[н’с’]е; спать – [с’п’]и, язвлю – я[з’в’]ат.

Замена твердых зубных на мягкие перед мягкими губными в современном языке факультативна, только в некоторых словах обязательно произношение мягких зубных в этой позиции (разве, сидмя сидит и др.).
Мена мягких зубных на твердые перед твердыми зубными: конь – конский, конный, кость – костный, грязь – грязный и т.п.

– не является в современном русском литературном языке фонетически позиционной; ср.: июньский, день-деньской. Эти мены обусловлены морфологически, все они в той или иной степени грамматикализованы.
Твердые губные позиционно замещены мягкими перед мягкими губными: бомба – бо[м’б’]ить, рифма – о ри[ф’м’]е.

Эта замена в современном языке факультативна; только в некоторых словах обязательно произношение мягких губных в этой позиции (ревмя ревет, вместе).
Перед [щ, ч] твердое [н] замещено мягким: женский – же[н’]щина, тонко – уто[н’]ченный.

Перед [j] твердые согласные позиционно замещаются парными мягкими; эта замена факультативна: побои – бьют, обоймет – объял.

Мягкие губные перед всеми согласными (кроме йота и мягких губных) позиционно замещены твердыми: славить – славлю, губить – гублю, славен – славный, злобен – злобный, восемь – восе[м]сот, рубец – рубца, немец – немца, наземь – земщина и т.д.
Таким образом, для всех согласных, парных по твердости-мягкости (кроме ) сильная позиция – перед гласными, на конце слова, перед [к, г, х], перед твердыми губными. Фонемы во всех окружениях находятся в сильной позиции.

3. Свистящие (зубные) перед шипящими (передненебными, кроме ) позиционно замещены шипящими: с ним – с чем (= [ш’ч’ем] или [ш’ем]), с любовью – с жаром, распустить – расчесать (=[ръш’ч’еисат’] или [ръш’еисат’]. При этом смычные после фрикативных могут замещаться фрикативными: = [ш’ч’] или [ш’]; примеры приведены.

Неслоговые сонорные позиционно замещены слоговыми в положении без контакта с гласными: в сонме – сон(м)

Перед твердые согласные замещены в огромном большинстве слов мягкими: трава – в траве, беда – в беде, умный – умнее, серый – серее, розовый – розоветь, бледный – бледнеть. Не заменяются мягкими в этом положении только [ж, ш], но представлены звуками [к’, г’, х’].

Мена согласных перед в современном русском языке не является фонетически позиционной. На стыках корня (или основы) с аффиксами она грамматикализована (и мена твердых на мягкие является морфологически позиционной); см. приведенные примеры.

Таким образом, формы в траве, в беде 1; умнее, серее ; розоветь, бледнеть образованы аффиксами и чередованием фонем перед ними (ср. глядеть – гляжу и под.). Внутри морфем: лето, тень, делать – мягкость согласных перед фонематична.

Это необходимо признать, потому что:

1.

В современном русском литературном языке существует обширный класс слов, вполне усвоенных и часто использующихся в бытовой речи, с устойчивым «твердый согласный + [э]»: энергия (Петру Петровичу э[нэ]ргии не занимать), а[тэ]лье, нэп, нэпманша, Фи[дэ]ль, Ни[нэ]ль.

2. Нет смягчения перед на стыках морфем, если отсутствует грамматическая модель такого смягчения: разэдакий, разэхался, подэтаж и пр. Все это свидетельствует о том, что чередование «твердый не перед – мягкий перед » перестало быть фонетическим. Следовательно, надо признать позицию твердых – мягких перед сильной для современного литературного языка.

Среди перечисленных 39 согласных фонем есть потенциальные.

Фонемы в одних позициях представлены звуками [к, г, х] (перед согласными, перед , на конце слова), в других – звуками [к’, г’, х’] (перед ).

Следовательно [к, к’] не встречаются в одной позиции, так же [г, г’] и [х, х’]; различие между ними обусловлено позиционно. Если это заключение верно, т.е.

охватывает все факты языка, то следует сделать вывод, что [к, к’], [г, г’], [х, х’] представляют фонемы ; нет фонем .

Указанная закономерность нарушается только формами: ткёшь, ткёт, ткём, ткёте, ткя. Этих пяти единиц, однако, достаточно, чтобы признать существующей фонему ; ср.

: кот – ткет; [к, к’] здесь встречаются в одной позиции – перед [о] и служат полноценными различителями слов. Наличие какой-либо фонемы в сильной позиции только у небольшого числа «фонетических оболочек» не влияет на ее фонематическую правоспособность.

Таким образом, единица должна быть введена в число актуальных фонем русского литературного языка.

Фонемы же могут быть в сильной позиции только в новообразованиях типа: берегя, жгя, жерехёнок и т.д. Такие образования вполне возможны в разговорном стиле литературной речи, но не упрочились в ней. Поэтому фонемы считаются потенциальными.

Фонема < > встречается в словах с богом, богу (= [боgу], бога и некоторых других; но всюду она необязательна и может быть заменена фонемой . Ее надо считать факультативной (то же надо сказать и о фонеме < ’>).

Фонема произносится [ш’], т.е. как долгое мягкое [ш]: и[ш’]у, [ш’]ука Ґ. Но литературно и другое произношение: и[ш’ч’]у, [ш’ч’]ука . При последнем типе произношения, проведенном последовательно, нет необходимости вводить в систему согласных фонему ; сочетание [ш’ч’] может быть квалифицировано как или . Ср.

систему морфологических чередований: крутить – кручу, гостить – гощу; при произношении [гаш’ч’у] в обеих парах надо видеть одинаковое чередование : ; см. выше пятый тип позиционных чередований (мена свистящих на шипящие перед шипящими). В формах треск – трещать при том же произношении налицо чередование , ср. мука – мучать.

Так же и фонема реализуется звуком [ж_’] или [ж_]; оба произношения литературны: е[ж_’]у и е[ж_]у, ви[ж_’]ать и ви[ж_]ать. В формах ездить – езжу, визг – визжать следует усматривать чередование , как в ходить – хожу, и , как в друг – дружить; при этом , естественно, реализуется сочетанием
[жж] = [ж_].

По аналогии с указанными случаями рассматриваются случаи с [ж] и [ш’ч’] в словах, где нет морфонологических чередований (дрожжи, дожди, размозжить, щука, щедрый). Отсюда следует, что при указанном типе произношения нет основания учитывать фонемы .

Напротив, если в произношении есть звук [ж’], то морфонологические чередования должны квалифицироваться по-другому: в формах ездить – езжу, визг – визжать чередуются – , – . Параллельно этому должны рассматриваться чередования гостить – гощу, искать – ищу. Следовательно, наличие [ж_’] заставляет признать для данной произносительной системы существование фонем .

Так как последовательное во всех звуковых оболочках произношение [ж_] (не [ж_’]) у любого говорящего встречается сравнительно редко, фонемы считаются актуальными.

39 согласных фонем, как видно из предыдущего описания, представлены следующими звуками (см. таблицу 3).

Согласные [j], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’] являются сонорными; остальные шумные.

22 фонемы составляют 11 пар поглух-звонк-ти, ост. 13 фонем – внепарные по этому признаку. 34 фонемы сост. 17 пар по тв-мягк., 1 фонема внепарная по обоим пр-кам.

Отблеск [одбл’ьск] ассимиляция по звонкости, регрессивная

Робкое ро[п]кое ассимиляция по хлухости, регрессивная, неполная, Контактная.

Ряд- ря[т]- оглушение звонкой согл. на конце.

2. Какие особенности данного стихотворения указывают на то, что оно может быть отнесено к произведениям «чистого искусства»? Дайте характеристику используемых в нем тропов, звукописи, цветовой палитры.

Источник: https://studopedia.ru/7_70440_bilet--.html

Система русских согласных фонем. Принципы классификации

Система согласных фонем срля. парные и непарные фонемы

Состав фонем, как уже было сказано, – фонемы в сильных позициях. Сильные позиции для всех согласных – положение перед гласными [а], [о], [у], [и].

В этом положении выделяют 34 согласные фонемы: (‹б›, ‹б’›, ‹п›, ‹п’›, ‹в›, ‹в’›, ‹ф›, ‹ф’›, ‹д›, ‹д’›, ‹т›, ‹т’›, ‹з›, ‹з’›, ‹с›, ‹с’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹j›, ‹ц›, ‹ч’›, ‹ж›, ‹ш›, ‹ж’›, (представлена звуком [ж’]), ‹ш’›, (представлена звуком [ш’]), ‹г›, ‹к›, ‹х›.

Глухость – звонкость согласных фонем Пересекающийся тип позиционной мены

Из 34 согласных фонем современного русского литературного языка 9 являются внепарными по глухости – звонкости звонкими фонемами: ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›; 3 – внепарными но глухости-звонкости глухими фонемами: ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›. Остальные 22 фонемы образуют 11 пар фонем, противопоставленных по глухости-звонкости:

Фонемы Парные Внепарные
Звонкие ‹б›, ‹в›, ‹д›, ‹з›, ‹ж›, ‹б’›, ‹в’›, ‹д’›, ‹з’›, ‹ж’›, ‹г› ‹л›, ‹л’›, ‹р›, ‹р’›, ‹м›, ‹м’›, ‹н›, ‹н’›, ‹j›
Глухие ‹п›, ‹ф›, ‹т›, ‹с›, ‹ш›, ‹п’›, ‹ф’›, ‹т’›, ‹с’›, ‹ш’›, ‹к› ‹х›, ‹ц›, ‹ч’›

Сильными позициями по глухости-звонкости, т. е. позициями, в которых противопоставляется глухость-звонкость согласных, за счет чего возможно различение значимых единиц языка, являются следующие позиции:

1) перед всеми гласными:

дом [дóм] – том [тóм], ‹д›-‹т›

2) перед сонорными:

для [дл’а] – тля [тл’а], ‹д›-‹т›

Наиболее распространенной является артикуляционная классификация: она объединяет два основных параметра:

1. по способуобразования звука (точнее, преграды),

2. по местуобразования звука (преграды).

Помимо этого, классификация нередко дополняется делением согласных по

3. шумности/сонорности(по участию / неучастию голоса)

4. силе артикуляции.

Классификация согласных по способу образования

В образовании согласных играет роль вид преграды, которую встречает воздушная струя. Выделяютдваосновных вида преграды:

o смычка,

o щель.

Соответственно, согласные в первую очередь делятся на смычныеищелевые.

o Щелевые(щелинные, фрикативные, проточные, продувные) – согласные, при образовании которых воздушная струя проходит через щель в речевом аппарате:

o [в], [ф], [з], [с], [х], [ж], [ш], [ш:’], [j]

o [γ],[w], [r] (англ.).

По формещели щелевые согласные делятся на

o плоскощелевые [ф], [з], [х],

o круглощелевые [w].

По расположениющели они делятся на

o срединные [в], [с], [ж],

o боковые [л], [l]

o Смычные(плозивные) – согласные, при образовании которых в том или ином месте речевого аппарата возникает смычка:

o [б], [п], [д], [т], [г], [к], [тˆс], [т’ˆш’].

Помимо этого (как правило, на следующем шаге классификации), выделяются типы согласных, либо отличающиеся по способу преодоления смычки, либо представляющие собой промежуточные классы между смычными и щелевыми (смычно-щелевые, ≈ смычно-проходные согласные). Рассмотрим эти классы.

o Взрывные(эксплозивные) – согласные, образующиеся в результате резкого раскрытия смычки:

o [б], [п], [д], [т], [г], [к].

Взрывные согласные – это разновидность смычных.

o Аффрикаты – согласные сложного образования: в началеартикуляции образуется смычка, которая потом переходит в щель:

[тˆс], [дˆз], [т’ˆш’], [д’ˆж’], [pˆf],

o Носовые (назальные)– согласные, при артикуляции которых в ротовой полости образуется смычка, а воздух проходит через полость носа за счет опускания мягкого нёба:

o [м],[м’],[н],[н’],[ŋ]…

Иногда все согласные по участию носового резонатора делят на

o носовые,

o ртовые.

o Боковые– согласные, при образовании которых передняя часть языка образует смычку с зубами, альвеолами и т.д., а воздушной струя проходит между опущенными краями языка и боковыми зубами:

o [л], [л’], [l], [ł].

o Дрожащие– согласные, при образовании которых вибрирует либо передняя часть спинки языка, либо маленький язычок (увула):

o [р], [р’], фр. [R].

Взрывные и аффрикаты – мгновенные звуки.

Щелевые (фрикативные), носовые, боковые, дрожащие (и гласные) – длительные звуки.

Звуки [л], [l], [р], [r], [R] называются плавными.

Носовые ([м], [н] и т.д.), боковые([л] и др.), дрожащие([р], [R]), а также щелевые[j]и[w]являются сонантами.

Классификация согласных по месту образования

Местом образованиясогласного называется место, где создается преграда (щель или смычка) и где возникает шум.

Артикуляция согласного, разумеется, не сводится только к образованию преграды. Для образования любого согласного требуется сложная комбинация положений и движений всехактивных органов. Но учесть все движения в классификации невозможно.

Образуя преграду на пути воздуха, органы взаимодействуют, причем в каждой паре один орган является активным(напр., язык), а другой пассивным(зубы, альвеолы, небо). Классификация строится с учетом, в первую очередь, активного органа, однакопассивный органтоже принимается во внимание.

По участию активного органасогласные делятся на

o губные (лабиальные)

o язычные (лингвальные)

o заязычные

1. Губныесогласные с учетомпассивногооргана делятся на

o губно-губные (билабиальные): [п], [б], [м], [w],

o губно-зубные (лабио-дентальные): [в], [ф].

2. Язычныесогласные делятся на

o переднеязычные,

o среднеязычные,

o заднеязычные.

Классификации согласных по шумности / сонорности
и силе артикуляции

При образовании согласных существенную роль играет также сила артикуляции, т.е. степень мускульного напряжения. Акустический эффект – различная сила звукаи, как следствие, громкость.

Различают два типа согласных:

o слабые и

o сильные.

Это противопоставление довольно широко распространено. В пределах одного языка звонкие обычно слабее глухих.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 441;

Источник: https://studopedia.net/7_7058_sistema-russkih-soglasnih-fonem-printsipi-klassifikatsii.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.